-
Д.И. Мамыев,
директор этно-природного парка «Уч-энмек», с. Онгудай, Республика Алтай, e-mail: danil-mamyev@yandex.ru -
Традиционные основания становления современного этнокультурного пространства Евразии рассматриваются как условия политической стабильности и социального прогресса. Традиционные знания, по мнению автора, являются информационным комплексом невидимых взаимодействий человека с окружающей средой, и в процессе исторического развития формируются как свод традиций и обычаев.
-
этнокультурное пространство Евразии, традиционные знания, священные земли
-
D.I.Mamyev,
director of ethno-natural park «Uch Enmek», v. Ongudayj, Republic Altai, e-mail: danil-mamyev@yandex.ru -
The traditional bases of formation of modern ethnocultural space of Eurasia are considered as a condition of political stability and social progress. Traditional knowledge, according to the author, is an information complex of invisible interactions of the person with environment, and in the course of historical development they are formed as the arch of traditions and customs.
-
ethnocultural space of Eurasia, traditional knowledge, the sacred earths
-
THE TRADITIONAL BASES OF FORMATION OF MODERN ETHNOCULTURAL SPACE OF EURASIA
УДК [39+572](063)(47+57).
В условиях становления демократического правового государства в Российской Федерации стал осознаваться на новом уровне полиэтнический и поликультурный характер общества, что с неизбежностью влечет за собой необходимость уважать культурное разнообразие как условие политической стабильности и социального прогресса. Коренные народы, проживающие на территории РФ, являются неотъемлемой частью истории и культуры России, ее национального состава в целом, и их дальнейшее существование и развитие немыслимо без сохранения самобытности, традиционной структуры общества и его традиций. Одним из важнейших критериев и условий устойчивого развития коренных народов является неразрывность понятий «сохранение историко-культурного наследия» и «охрана окружающей среды», воплощенных в понятии «Священная Земля».
Существует множество сакральных (священных, культовых) природных объектов, под которыми обычно понимают характерные, почитаемые в народе элементы ландшафта (горы, озера, деревья, ключи и т. п.), являющиеся местами поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия коренного населения. Эти объекты имеют большое значение как особые места духовного единения человека с Природой и почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших эту традицию от своих предков, обладавших традиционными знаниями. Многие из них имеют большое научное значение как эталонные образцы элементов естественного ландшафта, играют значимую роль в сохранении биоразнообразия, а также являются основой для сохранения и развития культур коренных народов. Кроме этого, в настоящее время нами выявлены совершенно уникальные проявления влияния некоторых памятников культурного наследия, в т.ч. памятников археологии, не только на население, проживающее поблизости, но и действующие на более глобальные структуры планетарного уровня, например на магнитное поле Земли.
Однако, несмотря на сохранившиеся традиции народной охраны таких объектов, их становится все меньше. Многие уничтожаются в результате хозяйственной деятельности, либо от неорганизованного туризма и фанатичного паломничества. Особую актуальность приобретает охрана этих объектов в современных условиях, в связи с начавшимся разгосударствлением собственности на землю в пределах бывшего СССР.
Охрана сакральных объектов предполагает не только обеспечение сохранности их физико-географических или природных свойств, но и их сакрального содержания, защиту и уважение самого «духа местности», тех притягательных благоприятных энергетических свойств, которыми дорожат почитающие их люди.
На сегодняшний день в мировой практике существуют достаточно корректные рекомендации и правовые нормы охраны священных территорий. Так, Статья 13 Конвенции № 169 Международной организации труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» требует от правительств уважать культуру и духовную жизнь этих народов, их связи с землей и территориями, которые они занимают, и в частности коллективный аспект этой связи. Статья 14 обязывает также правительства государств принимать меры для определения границ земель, которые традиционно занимают соответствующие народы, и требует гарантированной эффективной охраны их прав коллективной собственности и владения.
В нашей стране были разработаны Рекомендации по охране сакральных
природных объектов, подготовленные и одобренные Международной школой-семинаром «Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты», проходившей 27—30 мая 2002 г. в г. Киеве.
В условиях интенсивной индустриализации и информатизации общества, становления рыночной экономики и развертывания политической борьбы с особой остротой встает вопрос о выделении отдельной категории земель и типов памятников историко-культурного наследия как «Священные земли», сочетающих в себе весь комплекс историко-культурных и природных ландшафтов, ограниченных определенными правовыми нормами и законодательными актами. Важность этого вопроса с особой остротой осознается в свете современного территориально-политического альянса государств постсоветского времени в Евразийское содружество. Это требование времени, под которым обычно понимается вызов сложившейся ситуации в космопланетарных взаимодействиях. Именно силы взаимодействия (по Гумилеву пассионарные силы) во внешней среде вызывают те или иные социальные подвижки. Эти вызовы могут проявиться в социокультурном аспекте нашего сообщества в любом виде: как точка зрения и мнение политика высшего ранга, как меценатский поступок крупного миллиардера или возможно, как научное открытие, и т.д. Для правильной интерпретации этих «требований» или вызовов необходимо владение целостным знанием, которое предусматривает логическую и интуитивную составляющие нашего восприятия мира или иными словами — научное и традиционное знание. Но, если про первую составляющую мы сможем сказать что-то внятное, то про вторую – интуитивную или традиционную, мы сможем лишь сказать, что она не доказана научно, хотя при этом признаем, что и научное знание основано на достаточно неустойчивых условностях, требующих коренного пересмотра.
Традиционное знание – это комплекс знаний о невидимых взаимодействиях человека с окружающей средой, проявленное в последствии, как свод традиций и обычаев. И это знание, в силу определенных социально-политических ситуаций в истории народов Евразии, в настоящее время осталось в более целостном виде у этносов ведущих традиционный образ жизни и исповедующих изначальную религию тенгрианство. Ошибочно многие авторы называют их шаманистами или язычниками и идолопоклонниками. Но шаманизм, по сути, является практикоориентированой деятельностью коренных культур, основанной на тенгрианском мировоззрении. Нет шамана не поклоняющегося Отцу Тенгри и Матери Земле и не признающего их как источник своего знания.
Знание и познание этой невидимой, но ощущаемой силы воздействия среды на человека становится все более важным и значимым в наступившем веке, определяемом как Эпоха Огня и Синтеза. Об этом говорят не только предсказатели и шаманы, но и последние открытия в фундаментальной науке, например: в астрофизике и физике тонких взаимодействий; в химии открыта новая молекула, состоящая из атомов углерода — фуллерен. Фуллерен – это единственная на сегодняшний день молекулярная форма существования углерода. Природа объединила в одном этом объекте многие противоречивые понятия, принятые в современной научной картине мира. Фуллерен представляет собой связующее звено между органической и неорганической материей. Это и молекула, и частица, и кластер. Хотя, с точки зрения традиционных культур, все в мире обладает жизнью: начиная от камня, лежащего у дороги и заканчивая космическими просторами. Таким образом, научное восприятие мира все больше и больше подходит к традиционному знанию, так же, как размываются границы между органической и неорганической материей, вернее размываются границы в их понимании.
При этом можно заметить, что органическая и неорганическая жизнь подходят к какому-то рубежу одновременно. Так же можно заметить, что и живая, и «неживая» материя прошли до этого рубежа принципиально схожий путь развития. Во всем этом просматривается единый принцип мироздания, который в древнетюркской культуре существовал как Тенгрианство. Современным языком это можно назвать как «общая теория материи». Но, так или иначе, все сказанное выше и предлагаемые догадки являются базовой основой традиционного философского знания коренных народов, которые зародились задолго до появления науки и находились в виде интуитивного (внутреннего) знания.
Поэтому, современные открытия, осуществляемые в науке, только подтверждают значимость этого знания, которое в течение многих веков оставалось не востребованным современниками. И сегодняшние открытия в различных областях науки требуют более детального и серьезного изучения традиционного знания в комплексе с ними, так как познать космопланетарное состояние окружающей среды и представить его путь развития в дальнейшем возможно лишь, используя «диалектический синтез» знаний. В противном случае, неадекватные действия человека в огромном вселенском взаимодействии могут привести к непоправимым социальным и экологическим последствиям. И это касается особенно управленцев территориями и государствами, так как уже и официальной наукой доказано, что процессы происходящие в природной системе, отражаются на социальной сфере. Поэтому сегодня для создания основ устойчивого развития Евразийского сообщества, необходима целостная государственная процедура легализации Священных земель и урегулирования их социально-экономических принципов, с учетом научного и традиционного знания, о чем мы говорили выше. Без установления этого наиболее важного и востребованного в современных условиях межкультурного и международного взаимодействия правового поля, не стоит ожидать продуктивного уровня «содружества» в полиэтническом и поликультурном пространстве Евразии. Потому что, во-первых, не зависимо от религиозной и даже этнической принадлежности, большая часть людей, проживающих в этом пространстве, в силу сохранения знания о своих родословных истоках, так или иначе, признают значение особых мест в их жизнедеятельности. Во-вторых, в рамках достижений современной фундаментальной науки в области естествознания и гуманитарной наук, можно говорить о высокой степени значимости Священных земель в социальном и духовно-экологическом развитии сообщества людей и, возможно, отражения их деятельности на геопланетарном уровне. И в-третьих, носители традиционного знания, пока еще достаточно сильно осознают общечеловеческую и цивилизационную важность возложенной на них миссии, и поэтому, любое нововведение они воспринимают сквозь призму этого знания: как оно отразится на их святынях – источнике и хранителе их знания или знания предков.
В настоящее время значение Священных земель в геопланетарном уровне и принципы использования их свойств традиционными культурами в генерации и трансформации энергии целостного Знания, научно обосновано. И этот факт очень важен при воссоздании Евразийского пространства. Цитируя известного русского философа и мыслителя Н. Бердяева, который, поддерживая евразийское подвижничество в целом, указывал на один из главных его «ядовитых и зловредных элементов» — национализм. Он говорил: «Ныне кончаются времена замкнутых национальных существований. Все национальные организмы ввергнуты в мировой круговорот и в мировую ширь. Происходит взаимопроникновение культурных типов Востока и Запада. Прекращается автаркия Запада, как прекращается автаркия Востока. Эллинистическая эпоха действительно была эпохой «евразийской» культуры, но в том смысле, что в ней соединились Восток и Запад, Азия и Европа. Такого рода «евразийство» есть универсализм, подготовивший почву для христианства. Но современное евразийство враждебно всякому универсализму, оно представляет себе евразийский культурно-исторический тип статически — замкнутым. Евразийцы хотят остаться националистами, замыкающимися от Европы и враждебными Европе. Этим они отрицают вселенское значение православия и мировое призвание России, как великого мира Востоко-Запада, соединяющего в себе два потока всемирной истории»[1]. Далее он утверждал: «Их евразийская культура будет одной из замкнутых восточных, азиатских культур. Они хотят, чтобы мир остался разорванным, Азия и Европа разобщенными, т.е. они в сущности антиевразийцы. Евразийство остается лишь географическим термином и не приобретает культурно-исторического смысла, противоположного всякому замыканию, самодовольства и самоудовлетворенности. Задача, которая теперь стоит перед Россией, ничего общего не имеет с той задачей, которая стояла перед допетровской, старой Россией. Это есть задача не замыкания, а выхода в мировую ширь. И размыкание, и выход в мировую ширь вовсе не означает европеизации России, подчинения ее западным началам, а означает мировое духовное влияние России, раскрытие Западу своих духовных богатств. Так должен образоваться в мире единый духовный космос, в который русский народ должен сделать свой большой вклад» [1]. Подтверждая глубокую мысль Н. Бердяева о едином мировом духовном космосе и о вкладе русской культуры в его создание, необходимо заметить о том, что время неумолимо движется, и задачи, о которых говорил Н. Бердяев, также изменились со временем. Осознав свою симбиотическую близость и взаимозависимость, мы народы, проживающие в этом Евразийском пространстве поколениями, начинаем осознавать и духовную идентичность. И поэтому, в настоящее время этот вопрос стоит не только перед русским народом, но и народами, признающими себя коренными по образу жизни и по мировосприятию. Это те, о которых мой оппонент Н. Бердяев говорил как об отсталом, в ком преобладает кровь и плоть над духом: «Евразийцы дорожат русским язычеством, которое очень сильно было в старом русском быте. Думать, что этот быт может быть возрожден, значит не понимать характера нашей эпохи. Мы вступаем в эпоху новой христианской духовности. И религиозно реакционно все, что хочет преобладания крови и плоти над духом, что мешает победе духа над натурализмом. Возврат русского народа к самодовольству и самозамкнутости старой допетровской Руси есть задача не христианская, а языческая» [1]. Возможно, со временем культура «язычников» выросла, или в те времена они были искусственно игнорированы другими в силу которой их описывали и относились как «низшей» культуре. Но это не предмет сегодняшнего разговора. В силу космических (Тенгрианских) законов, эта культура, когда-то отверженная, подчиняясь закону возвратности истории человечества на определенную точку в цепи своего развития в силу «неправильности» в прошлом его решении, опять становится актуальным. И с высоты сегодняшней научной, философской и религиозной мысли, мы предлагаем и свой вклад в создании «мирового духовного космоса», о котором говорил Н. Бердяев. Сегодня, знание коренных народов (читайте языческих), о значимости природной среды в духовном единении становится востребованным, т.к. с развитием науки, логического осмысления и восприятия мира, человечество смотрит не только на Мир по-иному, но и друг на друга. Коренные культуры могут дать, то, что другие потеряли в своем эволюционном развитии: знание о единстве Духа Земли и Космоса, о неразрывности плоти человеческой от его Духовности, знание о Священных землях, как одном из важных источников знания о мироздании, о том знании, которое нельзя получить даже от Богочеловека. Именно через такое единение проложен Путь единения в воссоздаваемом Евразийском пространстве. Не изменив отношения к Земле, на которой мы живем, не признав в ней Духа, мы не сможем строить то, что основано на единении человеческого Духа. И в этом большая сила Священных мест.
По результатам проведенных комплексных научно-исследовательских и этно-экологических изысканий на территории ООПТ «Каракольский (этно)природный парк «Уч Энмек» Республики Алтай, издревле считающейся у алтайцев Священной землей, есть все основания утверждать о том, что понятие «Священные земли» определяет сгусток или катализатор общечеловеческих и общецивилизационных взаимодействий. И в будущем эти места, при умелом и правильном их использовании, могут стать центрами изучения и распространения нового мышления и знания, необходимого в наступающей эпохе как одно из условий дальнейшего существования.
Оказалось, что наличие археологических объектов в данной местности сложенных из магнитонасыщенных горных пород не простое совпадение, а реальная и конкретная, осознано созданная структура, ориентированная на магнитосферу Земли. Все процессы, происходящие на планетарном уровне, начиная от мелкой ссоры и крупных конфликтов в социуме, до локальных землетрясений и глобальных экологических катастроф в природной среде, закладываются на уровне контакта солнечного ветра с геомагнитной сферой Земли. Древние строители курганных захоронений в Священной долине Каракол, обладая целостным знанием, закладывали магнитно-аномальные строения не просто исходя от своего желания или облегчения своего труда, а очень хорошо учитывали геолого-геофизическую структуру местности. Учитывая возраст этих памятников, которые датируются 3-5 тысячелетием до нашей эры, и то знание, которое коренные культуры сегодня называют знанием предков, приходится констатировать факт присутствия в этих культурах высокой Духовности и Знания.
Поэтому, признавая факт особой значимости Священных земель для правильной организации воссоздаваемого Евразийского пространства, осознавая особенность традиционного знания о функциональной значимости этих земель, а также, основываясь на положениях нового миропонимания, необходимо незамедлительно принять комплекс мер по ограждению Священных земель от бытового использования и объявить эти места коллективным достоянием коренных народов. Также необходимо учитывать то, что никакие политические и экономические меры не будут стабильными в созданном пространстве, если не создавать систему образования, учитывающую традиционные знания и осуществляющую передачу молодому поколению знания Священных земель о целостности Мира и Человека.
Библиографический список
1. Бердяев, Н.А. «Евразийцы» [Э/р]. – Р/д: http://www.vehi.net/
Referents
1. Berdyaev, N.A. «Evraziyjcih» [Eh/r]. – R/d: http://www.vehi.net/
Статья поступила в редакцию 02.04.12