-
Р.В. Опарин,
канд. пед. наук, доц. АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; E-mail: 89236613134@inbox.ru -
Раскрываются принципы национально-культурного подхода к экологическому воспитанию молодежи в Республике Алтай, связанные с природно-климатической, культурно-исторической, социально-экономической спецификой региона. Специфика экологического воспитания в регионе раскрывается на уровне трех сфер, объединяющих различные подходы к практике эколого-воспитательной и эколого-просветительской деятельности молодежи в рамках учебных заведений, системы дополнительного образования и досуговой сферы.
-
национально-культурные особенности, экологическое воспитание молодежи
-
R.V.Oparin,
PhD. Pedagogical Studies, Associate Professor of Department «Culture and communication technologies» I.I. Polzunov Altay State Technical University, E-mail: 89236613134@inbox.ru -
Principles of the national-cultural approach to ecological education of youth in the Republic Altai, connected with prirodno-climatic, cultural-historical, social and economic specificity of region have revealed in article. Specificity of ecological education in region reveals at level of three spheres uniting various approaches to practice of ekologo-educational activity of youth within the limits of educational institutions, systems of additional education and досуговой spheres.
-
national-cultural features, ecological education of youth
-
NATIONAL-CULTURAL FEATURES OF ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUTH IN REPUBLIC ALTAI
УДК 373.3.035
В современном мире региональный подход к решению глобальных проблем выступает одним из важнейших параметров существования современной цивилизации. Отражая процессы взаимообусловленности и взаимозависимости различных компонентов мирового сообщества, региональный принцип выражает идеи целостности всего человечества как социобиологической структуры. Ускорившиеся социокультурные процессы последних десятилетий стимулировали необходимость выработки и обоснования этнорегиональной парадигмы общественного развития, основанной на понимании неделимости и полиструктурности мирового социально-экономического и культурно-образовательного пространства. Проявлением данной мировоззренческой установки явилась активизация «цивилизационного видения мира».
В условиях регионализации мировых процессов, образовательная система рассматривается, с одной стороны, как эффективный механизм этнокультурной идентификации личности, с другой — как средство гармонизации межэтнических отношений [1-3]. Согласно позиции Раджа Рой Сингха, который отмечал, что «этнорегиональный подход в решении проблем человечества <…> приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим. Там, где образование выступает фактором развития, образование играет ключевую роль» [4].
Процессы реорганизации и переструктурирования различных сфер общественной жизни современной России конца ХХ — начала ХХI вв. привели к всесторонней и многоуровневой регионализации в развитии основных сфер общественной жизни: политики, экономики, культуры, образования. Принцип регионализации в настоящее время выступает доминирующим фактором развития образовательных систем, реализация которого обозначает новый этап становления вариативного образования на территории современной России. Данный принцип позволяет этнорегиональным образовательным системам выступать субъектами стратегий развития в соответствии с присущими региону геоэкономическими и социокультурными особенностями. Как указывают Е.А. Соболева и В.И. Спирина, методологическим основанием реализации принципа регионализации служит «холистический» подход, позволяющий установить органическую, либо функциональную связь между целым и составляющими его частями, выявить противоречивые тенденции регионализации и интеграции образования, его развития и саморазвития, вариативности и целостности образовательного пространства [5]. Регион выступает устойчивым социально-географическим понятием, которое приобретает более конкретный смысл в современном российском образовательном пространстве.
Федеративность Российского государства предполагает ориентацию социальных институтов на региональные социально-экономические, культурно-образовательные, этно-исторические, эколого-деятельностные и другие особенности конкретного региона. Все субъекты современной России видят в развитии национально-региональных систем образования путь закрепления своих исторических перспектив. Как указывает В. К. Шаповалов, политико-рефлексивные установки региона и центра сходятся на том, что в новых условиях образование должно в своей структуре, содержательном, типологическом и управленческом аспектах отражать фактор региональности [6].
Современный процесс государственной децентрализации и регионализации обусловливает необходимость поиска в образовательной сфере, представляющей собой определяющую грань культуры общества, стратегии реформирования и конкретных направлений выхода из создавшегося кризиса. В связи с тем, что изменилась образовательная парадигма, необходимо развивать инновационное образование, суть которого заключается «в новой педагогике, в новых образовательных процессах, новых технологиях. Необходимо такое преобразование системы образования, которое наилучшим образом способствовало бы обновлению России» [7].
Принципы современной региональной политики России «постсоветского периода» включают следующие составляющие: усиление комплексности развития всех сфер в субъектах федерации, расширение использования прогрессивных форм организации производства, регулирование демографической обстановки и потоков трудовых ресурсов; регулирование отраслевой специализации регионов в соответствии с научно-технической и инвестиционной политики страны, а также программами экономических реформ России; защиту глобальных экономических и геополитических интересов Российской Федерации в «архитектуре» современной Европы [8].
Разрабатываются и реализуются на практике механизмы осуществления региональной политики, что подтверждает системный характер подходов Федерального центра к решению общих политических проблем регионализации, в контексте которых и возможна регионализация образования. Однако важно заметить, что социокультурный аспект в общих принципах стратегии реорганизации различных общественных сфер остается либо на втором плане, либо сведен к «национальному» и «этнонациональному».
В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) делается акцент на то, что реформирование образовательной системы в Российской Федерации способно привести к существенным успехам в том случае, если будет всемерно учитывать специфические особенности развития современных национально-региональных образовательных систем. Современная образовательная парадигма заключается в том, что обеспечение необходимого уровня образования и воспитания подрастающего поколения, формирования общей культуры и удовлетворения познавательных личностных интересов личности происходит путем приобщения к национальным, российским и мировым ценностям культуры и цивилизации. Подобный подход определил инвариант современной образовательной системы, указал направления ее реализации на региональном уровне.
Современная образовательная практика обозначила необходимость разработки концептуально-теоретических подходов к изучению проблем развития национально-региональных образовательных систем в качестве приоритетной задачи российской педагогической науки, в которой до сих пор не разработаны принципы реализации национально-региональных аспектов в образовательной и воспитательной практике, не определены направления изучения данной проблемы. К одной из первых попыток подобного характера следует отнести работу В.И. Загвязинского «Проектирование региональных образовательных систем», в которой впервые прогнозируются пути эволюции российского образования в продолжающийся период «глубокого и перманентного кризиса» [9]. Как указывает автор, «сегодня высвечивается важная миссия российского образования — способствовать социальной стабильности и прогрессу, восстановлению и развитию культурного и кадрового потенциала страны посредством гармонизации отношений в макро-, мезо- и микро-социуме. Прежде всего, это касается кардинальных, основополагающих отношений в таких системах, как человек — природа, человек- общество, общество — природа, человек — человек».
Проблемам функционирования национально-региональных образовательных систем современной России посвящены исследования В. И. Беспалова, Е.В. Бондаревской, Е.В. Данильчук, Г.С. Денисова, Л. В. Левчук, М. Р. Радовель, Л. Л. Супруновой и др. Как показывает анализ исследований данной проблемы, каждый автор идет по пути создания определенной научно-педагогической концепции, в рамках которой определяет стратегию развития образовательных систем, предлагает механизм их функционирования в инновационном режиме с учетом основополагающих тенденций. Следует отметить, что, несмотря на значительные отличия в выборе подходов, большинство исследователей склоняется к тому, что любая национально-региональная образовательная система должна являться составной частью единого образовательного пространства Российской Федерации. Принятие «Национальной доктрины образования» явилось первым шагом на пути сохранения культурно-образовательной целостности России.
Не менее важным для определения стратегии развития образования на ближайшую перспективу является Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» [11]. Программа призвана явиться организационной основой государственной образовательной политики России, и определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Как указывается во введении, основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности конкретного региона. Основной проблемой развития образования выступает: достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры.
Реализация федеральных законодательных актов связывается, главным образом, с обновлением содержания образования и введением образовательных стандартов. Определенные трудности в решении данного вопроса продиктованы тем, что субъекты Российской Федерации реализуют национально-региональный компонент содержания образования в произвольных формах, что затрудняет приведение планов и программ по данным курсам к единому стандарту и выявление эффективности самого образовательного процесса.
Современные требования к введению национально-регионального компонента содержания образования связаны с необходимостью решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения человека к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации. При этом основной целью реализации национально-регионального компонента в школьной образовательной практике выступает воспитание и обучение человека основам национальной культуры, родному языку, с одновременным включением его в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей. Однако продолжается дискуссия о том, какими методами и средствами данная цель будет достигнута, какие требования следует предъявить к тому образовательному процессу, в ходе которого должна формироваться образовательная и воспитательная траектория, учитывающая, наряду с общими требованиями, индивидуальные способности и особенности.
В российской и мировой практике введение национально-регионального компонента направлено на решение противоречия современного образования между необходимостью научить молодое поколение жить в мире высоких технологий и острых социальных проблем и невозможностью «втиснуть» все необходимое в рамки учебного процесса.
Таким образом, региональный аспект образования ставит задачу разработки и реализации на практике национально-регионального компонента образования, в котором отражаются особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа. Разработка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного среднего образования.
Экологическое образование, имея общие принципы, в различных регионах страны несет специфический национально-региональный компонент. В Республике Алтай он определяется: природно-климатической, культурно-исторической, социально-экономической спецификой региона.
Природно-климатическая специфика связана с географическим положением Горного Алтая, климатообразующими факторами, геологической и орографической структурой, определившими ландшафтное и биологическое разнообразие.
Таким образом, природно-климатическая специфика региона определяет подход к экологическому образованию с точки зрения формирования отношения к природе Горного Алтая как к объекту всемирного природного наследия человечества, развития стратегий и технологий экологически грамотного взаимодействия с ней.
Культурно-историческая специфика региона связана с традициями природопользования в истории культуры народов, населяющих Алтай. Исторические памятники, находящиеся на территории Республики Алтай: наскальные рисунки — петроглифы, писанцы; древнейшая на территории Евразии «Улалинская стоянка» древнего человека; известные ученым всего мира: Пазырыкские курганы, Денисова пещера, высветившая более двадцати культурных периодов эволюционного развития человечества позволяют проследить историю развития взаимоотношений человека с природой.
Горный Алтай, являясь центром происхождения этноса тюркских народов, представляет интерес и с точки зрения ретроспективного исследования культурно-исторических традиций природопользования. Как показывают исследования, хозяйственный уклад, психология, верования коренного тюркоязычного населения в значительной мере определялись экологической средой. Бережное отношение к природе, одушевление ее сил — неотъемлемые свойства мировоззрения алтайцев. Не случайно, предметом поклонения до сих пор служат отдельные природные объекты, лечебные источники, растения и животные. Интенсивное освоение природных богатств: земельных, сырьевых, промысловых ресурсов оказывает разрушающее воздействие на нравственную среду местного населения, особенно на хрупкую этническую культуру малых этносов.
Таким образом, исходя из культурно-исторической специфики региона, особую важность в экологическом образовании приобретает принцип формирования бережного отношения к природе как среде обитания малых этносов, являющегося залогом сохранения их духовной культуры.
Проанализировав природно-климатические, культурно-исторические, особенности региона, рассмотрим, как они находят отражение в системе экологического образования Горного Алтая.
Систему экологического образования в регионе можно представить в виде трех структурных блоков, объединяющих различные подходы к экологическому образованию в рамках трех сфер.
Первая сфера показывает реализацию различных подходов к экологическому образованию школьников в общеобразовательной школе. Она включает в себя экологическое образование в рамках школьных дисциплин. К первой сфере может быть причислено экологическое образование в процессе организации и проведения массовых экологических мероприятий, работе творческих объединений учащихся. Последние два направления могут быть отнесены и ко второй сфере экологического образования.
Вторая сфера раскрывает возможности реализации экологического образования в системе дополнительного образования школьников. К данной сфере, кроме вышеперечисленных двух подходов к экологическому образованию, относятся: заочная экологическая школа и природоохранная деятельность школьников. Кроме этого, экологическое образование в данной сфере осуществляется через учебные экологические тропы и учебные экологические лагеря, которые связаны с третьей сферой экологического образования.
Третья сфера показывает реальность и перспективу осуществления экологического образования в неформальной среде. В этой сфере экологическое образование осуществляется не в образовательных учреждениях, а в рамках научных, просветительских, природоохранных учреждений и организаций, различного правового статуса: заповедников, музеев, библиотек, общественных объединений. Помимо экологических троп и экологических лагерей, которые в равной мере принадлежат ко второй сфере, сюда относится эколого-просветительская деятельность, связанная с направленностью работы вышеперечисленных структур.
В условиях общеобразовательной школы этно-экологическое образование и воспитание осуществляется, прежде всего, через общеобразовательные предметы и реализуется через программы базового, регионального и школьного компонентов. Нельзя не осветить также возможности этно-экологического образования в массовых мероприятиях: экологических праздниках, экологических играх, национальных праздниках, а также в работе творческих объединений учащихся: кружках, клубах, творческих коллективах этно-экологической направленности.
Таким образом, сфера среднего экологического образования в соответствии с особенностями региона ориентирует биологическое образование школьников на анализ взаимодействия общества и природы используя примеры локального и глобального уровня, на понимание своей ответственности перед человечеством за сохранение природного банка генетической информации, которым является Горный Алтай, на получение теоретических, подкрепленных практическими примерами знаний о ноосферном типе природопользования, прообразом которого является Эколого-экономический регион «Алтай».
Переходя к рассмотрению второй сферы экологического образования школьников, обозначим его отличие от первой сферы — экологического образования в условиях общеобразовательной школы. Это отличие находит свое выражение в двух функциях экологического образования в сфере дополнительного образования.
1. Реализация углубленных образовательных программ экологической направленности в рамках среднего и дополнительного образования через образование заинтересованных учащихся.
2. Координация внеклассной работы экологической направленности через программно-методическое обеспечение работы творческих объединений учащихся.
3. Взаимодействие со структурами неформального экологического образования посредством активизации природоохранной, просветительской деятельности в области экологии и охраны природы.
Перечисленные функции определяют практику экологического образования в регионе, связанную с историей дополнительного образования в Горном Алтае.
Система дополнительного экологического образования тесно связана с системой экологического образования в общеобразовательной школе через посредство творческих объединений.
Основными принципами работы творческих объединений являются:
— проблемный подход в обучении и воспитании;
— единство учебной, практической, исследовательской и пропагандистской деятельности в решении конкретных природоохранных задач;
— стремление к внедрению результатов исследовательской работы клуба в практику охраны природы и рационального природопользования.
Вышеперечисленные задачи и принципы реализуются в работе таких творческих объединений учащихся как: кружки, клубы, творческие группы, которых на сегодняшний день, в республике Алтай, насчитывается более ста. Все эти творческие объединения по содержанию деятельности можно дифференцировать на три основных направления: натуралистическое, экологическое, эколого-эстетическое.
Связь системы дополнительного экологического образования с системой среднего экологического образования прослеживается также на уровне массовых экологических мероприятий, которые могут проводиться как в рамках школьной, так и внешкольной работы с детьми. Массовые экологические мероприятия включают в себя экологические праздники и учебную игровую деятельность по экологии.
Экологические праздники представляют собой форму экологического образования, представляющую собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате. В Республике Алтай традиционно проводятся праздники: «День реки», «День леса», «Всемирный день охраны окружающей среды», «День Земли» и др.
Экологические игры — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Традиционными приемами игровой деятельности, использующимися при подготовке массовых мероприятий, применяющимися на занятиях творческих объединений учащихся являются соревновательные, ролевые, имитационные экологические игры.
Соревновательные экологические игры — это тип экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений.
Ролевые экологические игры представляют собой тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т. д.
Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности и включают широкий диапазон от несложных ручных игр до компьютерного моделирования.
Специфическим направлением системы дополнительного образования в области дополнительного образования, является координация природоохранной деятельности школьников.
Школьные лесничества — трудовые объединения учащихся старших классов, созданные в целях расширения и углубления знаний в области ботаники, зоологии и других естественных наук, формирование интереса к профессиям лесохозяйственного профиля. Задачи школьных лесничеств — оказание помощи лесному хозяйству в проведении мероприятий по охране лесов, посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян деревьев, заготовке кормовых трав.
Школьные заказники являются участками природы, исключенными из хозяйственной деятельности в целях сохранения и улучшения природных комплексов усилиями учащихся и учителей. Задачи школьных заказников — углубление знаний в области ботаники, зоологии, экологии и других естественных наук, привлечение школьников к практической природоохранной деятельности, оказание помощи органам охраны природы в сохранении редких видов животных и растений, биоценозов и биогеоценозов Республики Алтай.
Работа в школьных заказниках, как и в лесничествах, ведется круглогодично. В течение года школьники под руководством учителей и специалистов районного комитета экологии патрулируют территории заказников, изучают на краеведческом материале растительный и животный мир заказника, проводят мониторинговые экологические исследования по специально разработанным методикам [12].
Учебный план школ, при которых созданы заказники, как и в случае школьных лесничеств, предусматривает производственную практику школьников на их территории.
Таким образом, система дополнительного экологического образования тесно связана с школьным курсом биологии. Работа с учащимися в этой сфере строится на основе практического и теоретического изучения отдельных аспектов экологии, рационального природопользования и связанных с ними прикладных аспектов, но здесь оно носит дополнительный и углубленный характер. Работа со школьниками в сфере дополнительного образования сочетает различные подходы к деятельности учащихся: самостоятельную, коллективную, общественную и массовую.
Значительную роль в экологическом образовании учащихся Республики Алтай играет неформальная сфера образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологической культуры учащихся в рамках деятельности различных учреждений культуры, просвещения, науки и охраны природы (библиотеки, музеи, ботанические сады, заповедники), а также общественные экологические организации. К их деятельности в области экологического образования относятся экологические тропы, экологические лагеря, экологические выставки, обучающие семинары.
Экологические тропы и экологические лагеря являются связующим элементом, объединяющим подходы к реализации экологического образования в сфере дополнительного и неформального образования.
Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.
Экологический лагерь — комплексная интенсивная форма экологического образования, сочетающая теоретическую и практическую подготовку учащихся по экологии, рациональному природопользованию, осуществляемая в условиях естественной среды в рекреационном контексте. Экологические лагеря в условиях Горного Алтая направлены на экологическое образование учащихся на основе комплексного исследование природных объектов региона с привлечением научного потенциала научных центров и ососбо охраняемых природных территорий республики.
Важным направлением экологического образования в досуговой сфере является организация выставок, обучающих семинаров, проведение познавательных экскурсий в рамках деятельности Горно-Алтайского ботанического сада, Республиканским музея, отделов экологического просвещения Катунского и Алтайского заповедников, библиотек и общественных экологических организаций Республики Алтай.
Экологические выставки — специфическая форма демонстрации материалов и объектов на экологическую тему, представленных в определенной системе и служащих целям экологического воспитания.
Экологическая экскурсия (от греческого «excursio» — поездка) — форма экологического воспитания, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры и просвещения.
Таким образом, система неформального экологического воспитания в меньшей степени связана с работой образовательных структур и развивается в русле деятельности природоохранных, просветительских и общественных организаций. Для системы экологического образования в регионе характерно углубление природоохранного аспекта экологии, вовлечение более широких слоев населения в процесс экологического воспитания.
Итак, подведем итоги сказанному.
В современном мире региональный подход к решению глобальных экологических проблем выступает одним из важнейших параметров существования современной цивилизации. Процессы регионализации характерные для ведущих мировых держав привели к изменению основных сфер общественной жизни: политики, экономики, культуры, образования. Принцип регионализации в настоящее время выступает доминирующим фактором развития образовательных систем.
Экологическое воспитание, имея общие принципы, задачи, в различных регионах имеет свои особенности. В Республике Алтай они определяются природно-климатической, культурно-исторической, социально-экономической спецификой региона.
Природно-климатическая специфика региона определяет подход к экологическому воспитанию с точки зрения формирования отношения к природе Горного Алтая как к объекту всемирного природного наследия человечества, развития стратегий и технологий экологически грамотного взаимодействия с ней.
Культурно-историческая специфики региона определяет подход к сохранению природы, как к сохранению среды обитания малых этносов.
Систему экологического воспитания в регионе можно представить в виде трех сфер, объединяющих различные подходы к экологическому воспитанию в рамках общеобразовательной школы, системы дополнительного образования.
Сфера среднего экологического образования ориентирует биологическое образование школьников на анализ взаимодействия общества и природы используя примеры локального и глобального уровня, на понимание своей ответственности перед человечеством за сохранение природного банка генетической информации, которым является Горный Алтай, на получение теоретических, подкрепленных практическими примерами знаний о ноосферном типе природопользования, прообразом которого является объект Всемирного природного наследия «Алтай – Золотые горы».
Сфера дополнительного экологического образования ориентирована на практическое и теоретическое изучение отдельных аспектов экологии, рационального природопользования и носит дополнительный, углубленный характер. Работа со школьниками в сфере дополнительного образования сочетает различные подходы к деятельности учащихся: самостоятельную, коллективную, общественную и массовую.
Система неформального экологического образования в меньшей степени связана с работой образовательных структур и развивается в русле деятельности природоохранных, просветительских и общественных организаций. Для системы неформального экологического образования в регионе характерно углубление природоохранного аспекта экологии, вовлечение более широких слоев населения в процесс экологического образования.
Библиографический список
- Banks, J. Multiethnic Education Theory and Practice. — Boston / London. – 1986.
- Образование: сокрытое сокровище: доклад Международной комиссии для XXI века, представленный ЮНЕСКО. – Париж, 1997.
- Вульфсон Б. Основные тенденции развития образования за рубежом. Аналитический доклад. — М., 2008.
- Раджа Рой Сингх (Raja Roy Singh). Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы. Вопросы образования, 1993. — № 1.
- Соболева, Е. Принцип регионализации как фактор развития образовательной системы // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов VII годичного собрания Южного отделения РАО и XIX психолого-педагогических чтений Юга России / Е. Соболева, В. Спирина. — Ростов-на-Дону. — 2000.
- Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. — М., 1997.
- Басова Н. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 1999.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / под ред. Б. Вульфсона. — М., 1995.
- Загвязинский В. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. 1999. №5.
- Закон рф «Об образовании»: официальный текст (от 10.07.1992 N 3266-1) [Э/р]. — Р/д: [http://www.consultant.ru/popular/edu/].
- Об утверждении Федеральной программы развития образования (Федеральный закон РФ от 10. 04. 2000. № 51-ФЗ) // Вестник образования, 2000. — № 12.
- Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования: пособие для учащихся. — Горно-Алтайск, 2000.
Referents
- Banks, J. Multiethnic Education Theory and Practice. — Boston / London. – 1986.
- Obrazovanie: sokrihtoe sokrovithe: doklad Mezhdunarodnoyj komissii dlya XXI veka, predstavlennihyj YuNESKO. – Parizh, 1997.
- Vuljfson B. Osnovnihe tendencii razvitiya obrazovaniya za rubezhom. Analiticheskiyj doklad. — M., 2008.
- Radzha Royj Singkh (Raja Roy Singh). Obrazovanie v usloviyakh menyayuthegosya mira // Perspektivih. Voprosih obrazovaniya, 1993. — № 1.
- Soboleva, E. Princip regionalizacii kak faktor razvitiya obrazovateljnoyj sistemih // Razvitie lichnosti v obrazovateljnihkh sistemakh Yuzhno-Rossiyjskogo regiona: Tezisih dokladov VII godichnogo sobraniya Yuzhnogo otdeleniya RAO i XIX psikhologo-pedagogicheskikh chteniyj Yuga Rossii / E. Soboleva, V. Spirina. — Rostov-na-Donu. — 2000.
- Shapovalov V. Ehtnokuljturnaya napravlennostj rossiyjskogo obrazovaniya. — M., 1997.
- Basova N. Pedagogika i prakticheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie. — Rostov-na-Donu: Feniks. — 1999.
- Reformih obrazovaniya v sovremennom mire: globaljnihe i regionaljnihe tendencii / pod red. B. Vuljfsona. — M., 1995.
- Zagvyazinskiyj V. Proektirovanie regionaljnihkh obrazovateljnihkh sistem // Pedagogika. 1999. №5.
- Zakon rf «Ob obrazovanii»: oficialjnihyj tekst (ot 10.07.1992 N 3266-1) [Eh/r]. — R/d: [http://www.consultant.ru/popular/edu/].
- Ob utverzhdenii Federaljnoyj programmih razvitiya obrazovaniya (Federaljnihyj zakon RF ot 10. 04. 2000. № 51-FZ) // Vestnik obrazovaniya, 2000. — № 12.
- Oparin R.V. Kak organizovatj ehkologicheskie issledovaniya: posobie dlya uchathikhsya. — Gorno-Altayjsk, 2000.
Статья поступила в редакцию 02.04.12