-
М.А. Андросов,
нач. отдела по работе со студентами, аспирант ГАГУ,Р.В. Опарин,
канд. пед. наук, доц. АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул; E-mail: 89236613134@inbox.ru -
Алтае-Саянский экорегион рассматривается как концентр традиций природопользования коренных народов Сибири, позволивших сберечь уникальное биологическое и ландшафтное разнообразие данной территории. Комплекс этно-экологических традиций являет собой образец гармоничного взаимодействия человека со средой обитания и может стать основой построения качественно нового подхода к природопользованию и образованию.
-
этно-экологическое образование, Алтае-Саянский экорегион (АСЭР)
-
M.A.Androsov,
chief of Department on work with students, the post-graduate student of the Gorno-Altai state University,R.V.Oparin,
PhD. Pedagogical Studies, Associate Professor of Department «Culture and communication technologies» I.I. Polzunov Altay State Technical University, E-mail: 89236613134@inbox.ru -
Altai-Sayansk eko-region it is considered as centre of traditions of wildlife management of the indigenous peoples of Siberia, allowed to save up a unique biological and landscape variety, of the given territory. The complex ethno-ecological traditions is shown by the sample of harmonious interaction of the person with inhabitancy and can become a basis of construction of qualitatively new approach to wildlife management and formation.
-
ethno-ecological formation, Altai-Sayansk eco-region
-
ETNO-ECOLOGICAL FORMATION OF YOUTH IN CONDITIONS ALTAI-SAYAN ECOREGION
УДК 37.033(470)
На современном этапе развития цивилизации проблемы ухудшения окружающей среды приобретают глобальный характер. С каждым годом увеличивается число регионов экологического неблагополучия, все меньше остается на нашей планете нетронутых природных территорий, обладающих высоким биологическим и ландшафтным разнообразием. К таким уникальным регионам относится Алтае-Саянский экорегион, который в плане сохранности природных экосистем может быть назван эталоном дикой природы. Алтае-Саянский экорегион (далее АСЭР) объединяет республики Алтай, Тыва, Хакасия, горные районы Кемеровской области и Алтайского края, они определяются: природно-климатической, культурно-исторической, социально-экономической спецификой.
Неслучайно АСЭР признан мировым сообществом экосистемным резерватом планетарного масштаба, всемирным банком биологического разнообразия планеты. Так, например признанием мировым сообществом уникальности Горного Алтая стало включением пяти его территорий в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под названием «Алтай — Золотые горы».
Кроме того, АСЭР является концентром традиций природопользования коренных народов Сибири, позволивших сберечь природное биологическое и ландшафтное разнообразие. Комплекс этнотноэкологических традиций являет собой образец гармоничного взаимодействия человека со средой обитания и может стать основой построения качественно нового подхода к природопользованию и образованию.
В переосмыслении отношений человека и природы трудно переоценить роль экологического образования, задачи которого состоят в создании мотивацию к сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, гармонизующего отношения в системе «человек — окружающая среда». Этно-экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем в целях выживания и развития человечества.
За последние десятилетия в России разработаны научно-педагогические основы экологического и этнологического образования в различных сферах учебной и внеучебной деятельности. Экологическое образование определено как приоритетное направление гуманизации, интеграции и демократизации современной системы образования. В соответствии с принятыми многочисленными нормативными документами, среди которых два закона (Закон об охране природы; Закон об образовании), постановление правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 1 декабря 2004 г. и приказ Министерства образования РФ от 6 декабря 2004 г., в России формируется система непрерывного экологического образования, охватывающая структуры формального и неформального образования всех возрастных групп населения. Подготовлен проект федеральной целевой комплексной программы «Экологическое образование населения России до 2010 г.». Однако принятые меры оказываются малоэффективными, намечаются лишь контуры будущей системы экологического образования.
В регионах России имеются свои природно-экологические, физико-географические, экономические, социокультурные предпосылки развития, которые необходимо учитывать при создании региональной системы экологического образования. В этом заключается реализация потребности в демократической, социально-культурной, национально-ориентированной школе, учитывающей образовательные потребности не только Российской Федерации, но и каждого региона в отдельности.
Выбор темы исследования обусловлен потребностями развития педагогической теории и практики экологического образования и вызван следующими обстоятельствами.
Россия весьма разнообразна с точки зрения природных условий, исторического прошлого, состава населения, его традиций и культуры, а также по уровню экономического развития, характера социокультурных связей. При столь значимых региональных различиях осваивать одинаковое для всех территорий содержание образования, в особенности экологического, невозможно.
Этно-экологическая ситуация в АСЭР выдвигает на первый план сохранение уникальных природных экосистем и генетически связанных с ними коренных и малочисленных народов юга Сибири, их культурного наследия, традиций, в том числе, связанных с охраной природы.
Решение этой проблемы — в создании, внедрении и динамическом развитии системы непрерывного экологического образования. Центральным звеном в этой системе признана школа, где закладывается фундамент ответственного отношения к природе, усваиваются нравственные нормы отношения к ней, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны природной среды и формируется гражданская позиция человека — патриота.
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования. Экологическое образование как комплексная проблема стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю. Т. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.Н. Моисеев. Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели основные положения Концепции устойчивого развития, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992, принятая Президентом Российской Федерации Концепция устойчивого развития России, 1996, Концепция образования в области окружающей среды, принятая на межправительственной конференции ЮНЕСКО-ЮНЕП, Тбилиси, 1977, Концепция экологического образования РАО, 1994.
Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, В.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, Н.А. Рыкова, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского, которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.
Проблемам развития концепций экологического образования на национально-региональном уровне посвящены работы В.Н. Большакова, Н.Ф. Винокуровой, О.Г. Завьяловой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Д.Н. Кавтарадзе , С.В. Комова, В.В. Месенжикова, И.Т. Суравегиной, Г.И.Таршис, Е.В. Ткаченко, Г.А. Ягодина.
Подготовке учителя к экологическому образованию посвящены работы А.А. Вахрушева, С.Н. Глазычева, В.П.Голова, В.С. Ильина, А.А. Иноземцева, А.В.Михеева, В.В.Пасечника, С.Е. Петрова, И.Н. Пономаревой, Е.С. Сластениной, Д.И. Трайтак, В.В.Червонецкого, Н.М. Черновой, Е.Ю.Шапокене. Педагогический опыт подтверждает высказываемую многими учеными мысль о том, что уровень экологического образования остается низким ввиду нерешенности многих вопросов его содержания, методов, форм и организации (А.В. Миронов, Т.Ю.Южакова, А.Е.Тихонова, Н.М.Чернова.
Стратегия развития системы экологического образования в России на современном этапе в значительной мере обусловлена процессами гуманизации современного общества, позитивными тенденциями преобразования экономики и управления. Проблемам целенаправленного развития образования на основе научно-обоснованного проектирования его структуры, содержания и диагностики результатов посвящены исследования ученых А.С. Белкина, М.А. Галузова, Б.С.Гершунского, О.Е.Лебедева, В.С.Леднева, А.Я. Найн, В.В.Серикова, В.Д.Семенова, Е.В. Ткаченко, В.В. Шапкина.
Важнейшими научно-педагогическим проблемами сегодняшнего дня являются формирование и развитие системы экологического образования в Регионах России путем разработки многовариантных моделей экологического образования и повышения экологической подготовки педагогических кадров.
Как констатировала 2-я Международная конференция по экологическому образованию, его состояние является критическим и характеризуется неустойчивостью развития. Несмотря на обилие появившихся в последнее время новых образовательных программ, учебников и педагогических технологий в сфере экологии и просвещения в области окружающей среды, до сих пор не разработан и не утвержден единый федеральный государственный стандарт экологического образования, призванный гарантировать достижения минимального уровня экологической культуры. В большинстве общеобразовательных учреждений организация процесса экологического образования может быть охарактеризована как бессистемная и непоследовательная, оторванная от практической деятельности. Отсутствует межпредметная координация и уровневая дифференциация в построении программ и процесса экологического образования.
Проектирование сферы образования в целом, отдельных ее фрагментов строится на основе уже имеющихся знаний и выводит на постановку новых вопросов, ответы на которые в науке пока отсутствуют. С этой точки зрения, педагогическое проектирование выступает как способ научного прорыва и содержит в себе практико-ориентированную и фундаментальную составляющую (Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов. Такое проектирование является философско-методологическим экспериментом особого рода, формирующим новый тип научности (Ю.В. Васильев, В.С.Слободчиков, Е.С. Заир-Бек).
В качестве одной из важнейших задач при этом выдвигается системное проектирование регионального экологического образования. Региональная образовательная система.
Проблема исследования состоит в выявлении этно-экологической направленности воспитания в АСЭР и определении ее возможностей в формировании теоретических знаний и практических умений школьников по этноэкологии и охране природы в условиях Республик Алтай, Хакасии, Тывы, Кемеровской области и Алтайского края. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования – этно-экологическое воспитание школьников.
Предмет исследования — этно-экологическая направленность воспитания школьников в условиях АСЭР.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования сформулированы задачи:
— изучить современное состояние проблемы, уточнить сущность и содержание понятий: «этно-экологическое образование и воспитание», «этно-экологическая направленность воспитания» в системе общего, дополнительного образования учащихся и во внеучебной сфере; выявить их региональную специфику данных понятий (на примере суюъектов РФ, входящих в сотоав АСЭР);
— спроектировать систему этно-экологического воспитания школьников на основе технологии педагогического проектирования;
— разработать комплекс форм и средств реализации системы этно-экологического образования школьников в условиях АСЭР;
— экспериментально проверить эффективность системы этно-экологического воспитания школьников в условиях АСЭР и сформулировать некоторые практические рекомендации по ее реализации.
Библиографический список
- Загвязинский, В. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. — 1999. — № 5.
- Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.): информационный обзор. — Новосибирск, 1992.
- Протопопова И.В. Экологические традиции и охрана природы. / Земля наш дом. — Серия «Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь». Вып. 4. — Новосибирск, 1999.
- Соболева, Е. Принцип регионализации как фактор развития образовательной системы // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: тезисы докладов VII годичного собрания Южного отделения РАО и XIX психолого-педагогических чтений Юга России / Е. Соболева, В. Спирина. — Ростов-на-Дону: РГПУ. — 2000.
Referents
- Zagvyazinskiyj, V. Proektirovanie regionaljnihkh obrazovateljnihkh sistem // Pedagogika. — 1999. — № 5.
- Konferenciya OON po okruzhayutheyj srede i razvitiyu (Rio-de-Zhaneyjro, iyunj 1992 g.): informacionnihyj obzor. — Novosibirsk, 1992.
- Protopopova I.V. Ehkologicheskie tradicii i okhrana prirodih. / Zemlya nash dom. — Seriya «Ehkologicheskaya biblioteka ISAR-Sibirj». Vihp. 4. — Novosibirsk, 1999.
- Soboleva, E. Princip regionalizacii kak faktor razvitiya obrazovateljnoyj sistemih // Razvitie lichnosti v obrazovateljnihkh sistemakh Yuzhno-Rossiyjskogo regiona: tezisih dokladov VII godichnogo sobraniya Yuzhnogo otdeleniya RAO i XIX psikhologo-pedagogicheskikh chteniyj Yuga Rossii / E. Soboleva, V. Spirina. — Rostov-na-Donu: RGPU. — 2000.
Статья поступила в редакцию 02.04.12