- Прилипко Т.В.
- В статье поднимается проблема влияния аудиовизуальных средств на психику детей. Также автор делиться результатами проведенных психологических исследований среди детей младшей возрастной группы.
- Психология, средства массовой коммуникации, информационное поле, ценностные ориентиры, формирование личности
- Prilipko T.V.
- The article raises the problem of the influence of audiovisual media in the psyche of children. The author also shares the results of psychological research conducted among young children.
- psychology, mass communication, information field, values, personality formation
- Impact of audiovisual media on personality of the modern child
Личность современного ребёнка формируется, главным образом, в деятельности, через отношения с коллективом, обществом в процессе усвоения социального опыта. Личность человека находится в постоянном развитии, но основы её закладываются в детстве. XXI столетие по праву можно считать веком высоких технологий, телевидения, интернета. Не смотря на бурное развитие массовой коммуникации, телевидение сегодня остаётся самым доступным средством информации.
По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и образовательных учреждений, являясь каналом интенсивной социализации. Ребёнок, поглощая телеинформацию, становится вольным или невольным свидетелем сцен насилия в сериалах, фильмах и даже мультфильмах. Наблюдая (пусть даже с экрана) демонстрацию нанесения ущерба или повреждения персонажей фильмов или мультфильмов, дети проецируют подобные отношения в поведении, игре, выражая необоснованную порой агрессивность.
Любимыми героями современных дошкольников становятся не принцы или добрые животные, а негативные или странные для общего понимания персонажи.
В подготовительной к школе группе одного из детского сада г. Барнаула нами была проведена беседа с детьми на тему любимых мультфильмов, в ходе которой обнаружились далеко не радующие факты. Для начала отметим, что среди названных 12 мультфильмов всего лишь 3 оказались отечественного производства («Маша и медведь», «Фиксики» и «Три богатыря и Шамаханская царица»). Остальные же названные мультфильмы – зарубежного производства, которые в своём большинстве повествуют о странных существах: Спанч Бобе – мальчике-губке, Спайдермене – человеке-пауке, роботах и т.д. В тех мультфильмах, которые повествуют о животных, сами животные зачастую представлены в искажённом виде.
Таким образом, даже не затрагивая обсуждавшуюся рядом исследователей тему об эффекте 25-го кадра в современной мультипликации, можем смело заявить о том, что лежит на поверхности: мультфильмы XXI века губительны уже тем, что создают у ребёнка неправильное, искажённое представление об окружающем мире, социальной действительности. Кроме того, на практике можем увидеть, что многие дети не выходят «из образа» своего любимого героя в обыденной жизни, идентифицируя себя с ним не только в ходе игры. Подобная ситуация зачастую рождает страхи, агрессию, беспокойное, неадекватное поведение. Немалое влияние оказывают современные мультфильмы и на продуктивную деятельность дошкольников, например, изобразительную. Столкнувшись с таким явлением на практике, заметим, что сюжеты и персонажи рисунков, которые создают дети старших, подготовительных к школе групп, далеки от тех, что имели место быть 20, 10 и даже 5 лет назад. Отметим, что нередки случаи включения ребёнком мультипликационного персонажа в реалистичный рисунок (например, натюрморт, который сопровождают Трансформеры).
В наше время дети с раннего возраста попадают в информационное поле, образованное сетью массовых коммуникаций. Как следствие возникает проблема взаимовлияния информационной среды и ценностных ориентаций подрастающего поколения. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер: с одной стороны, появляются всевозможные образовательные передачи, видеоматериалы, развивающие компьютерные игры и программы, которые оказывают помощь в образовании, воспитании, расширении кругозора; с другой стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к навязыванию стереотипов, преобладанию насилия.
Современные аудиовизуальные средства мы не можем отнести ни как к сугубо отрицательным, ни к положительным. Считаем, что информационные средства – мощный инструмент, которым можно нанести и вред, и добиться с его помощью хороших результатов в деле воспитания и образования. Только нам, взрослым предоставляется возможность направить ребёнка в нужное русло, возможность подать руку помощи в нелёгком становлении гармонично развитой личности.