- Мамонова Ж.А.
- Автор статьи делится опытом эффективного использования ИКТ в дошкольном учреждении, что позволяет сделать обучение не только более ярким и красочным, но и мотивирует детей к развитию творческих способностей, позволяет совершать виртуальные экскурсии в художественные музеи, приобщить маленьких зрителей к шедеврам мировой классики.
- информационная культура педагога, изодеятельность, развитие творческих способностей
За последнее десятилетие сфера культуры России совершила значительный прорыв в сфере ИКТ, несмотря на существенные проблемы финансирования, технического обеспечения, коммуникаций. В начале нового века музеи и библиотеки перешли к созданию и представлению в интернете электронных каталогов, в том числе и с изображениями, полнотекстовых электронных библиотек; развиваются новые электронные услуги для граждан, старые электронные каталоги переводятся на современные платформы.
Сегодня и перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.).
Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании, по мнению многих авторов, вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров на занятиях в детском саду выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Для меня компьютер – это инструмент, с помощью которого я могу сделать обучение детей изодеятельности более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. На мой взгляд, использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное детское любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.
Внедрение ИКТ помогает мне оптимизировать образовательный процесс, видоизменять традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство для изучения изобразительного искусства. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для занятий изобразительным искусством. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете.
Активизировать внимание ребенка, заинтересовать в правильном создании изображения мне помогает использование специальных программ по изобразительному искусству. Применение компьютеров на занятиях создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Изучая жанры живописи, и знакомя детей с названием того или иного технического приема, с новым художественным материалом, термином, использую компьютер. Это вызывает большой интерес у детей к изучаемому термину или понятию, повышает внимание и в то же время является повторением известных ранее названий материалов и инструментов, терминов, используемых художником.
Также применяю компьютер после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью использую игровые программы, где детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.
С помощью ИКТ каждый пользователь Интернета из любой точки земного шара может посетить музейные залы и увидеть известные полотна. Сейчас проще открыть страницу сайта, чем доехать до Эрмитажа. Поэтому и при обучении детей изодеятельности в дошкольном учреждении я использую заочные «виртуальные» экскурсии, в ходе которых дети знакомятся с шедеврами лучших мастеров живописи и скульптуры как России, так и нашего края.
В рамках экскурсионной программы на своих занятиях по изодеятельности я предлагаю заочное посещение крупнейших музеев Москвы, включая Третьяковскую галерею, дети совершают экскурсии и в картинные галереи, и в музеи русских художников, музеи Алтайского края. Кроме того, огромные фонды произведений искусства собраны в различных усадьбах и музеях-заповедниках.
Также при помощи Интернета я вывожу детей на заочные всероссийские, краевые, городские конкурсы детского художественного творчества, где мы не раз занимали призовые места.
Мой скромный опыт использования ИКТ в обучении дошкольников изобразительной деятельности позволяет сделать вывод, что занятия по изобразительному искусству заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности ребёнка, посредством использования ИКТ. Встреча с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребёнка, общая радость за созданное – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на занятиях изобразительного искусства. Они не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение ИКТ еще больше развивает познавательный интерес и своего рода сопричастность к созданию шедевров изобразительного искусства.
Исходя из вышесказанного, хочу еще раз подчеркнуть, что современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.
Использование ИКТ в моей практике не ограничивается занятиями с детьми и включает в себя следующее:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
- оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности;
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей;
- использование компьютера в ведении документов, создании различных баз данных;
- просмотр электронной почты, переписка с коллегами и родителями.
В ближайшей перспективе мне предстоит принять участие в создании и ведении сайта ДОУ, что позволит повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Кроме этого сайт нашего дошкольного учреждения может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.
Список литературы
1. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр //Вопрос психологии. – 1993. – №3.
2. Варченко В.И. Радуга в компьютере. /Начальная школа. – 1997. – №10. – С. 92.
3. Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. – М., 1987.
4. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998 г.
5. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. //Дошкольное воспитание. – 1991г. – №5 – с. 92-95.
6. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. //Дошкольное воспитание. – 2000г. – № 11, – с. 53-57.
7. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997 г.
8. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. //Дошкольное воспитание, 2000 г. – № 8, – с. 60– 68.
9. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. – М.: Гелиос АРВ, 2000 г.