- Диких С.И.
- В статье автор делится практическим опытом реализации компетентностного подхода в процессе обучения детей информатике. Приводятся примеры задач, решение которых позволит реализовать компетентностный подход.
- информационный поток, диалог культур, персональный компьютер, компетентностный подход, информатика, образовательная методика
- Dikih S.I.
- In this article the author shares practical experience in implementing competence-based approach in teaching children science. It contains examples of tasks which will implement the competence approach.
- information flow, dialogue of cultures, personal computer, competence approach, computer science, educational methods
- Problems of information culture
Ни для кого не секрет, что наша жизнь перенасыщена информацией. Если в древности люди жили в замкнутом мире – племена, общины и т.п., то со временем обмен информацией с другими культурами оказывал все большее влияние на собственную культуру, собственные ценности, язык, обычаи и т.д. В наши дни мы, по моему мнению, находимся на пике диалога культур. Конечно, в этом диалоге много положительного, особенно после нашего недавнего прошлого, когда существовали барьеры, мешающие свободному общению с иностранцами, особенно из так называемого капиталистического лагеря, наши граждане не могли свободно выехать за рубеж, все знают и о существовании «глушилок», которые создавали трудности для радиовещания на нашу страну. Правда и в те времена бывали дни национальных культур, международные фестивали, международные спортивные соревнования, ведь поставить непроницаемый занавес невозможно. Конечно, все это пропускалось через идеологический фильтр.
В последние годы все запреты были сняты, и на нас обрушился необъятный поток информации, который уже с трудом можно назвать диалогом культур. Это скорее агрессия зарубежных культур на наши духовные и культурные ценности, на наш язык, речь, на наше мышление. К тому же, Россия не отстает и по компьютеризации, которая в свою очередь несет дополнительные объемы информации, а в виду своей специфичности, подчас, оказывает большее влияние, чем традиционные способы обмена информацией, особенно на молодежь. О положительном влиянии культур друг на друга, о достижениях мы спешим протрубить, а вот о негативном – иногда забываем. Поэтому хотелось бы остановиться на проблеме гиперпространства, негативных проявлениях информационной культуры. Они изменяют, нивелируют наши духовные и культурные ценности, представления о прекрасном, формируют новый вариант русского языка. Тем более, что все это происходит рядом с нами – в наших школах с нашими учениками, в наших домах с нашими детьми, а порой и с нами самими.
Как учитель информатики, я бы хотел остановиться на пользователях персонального компьютера. Вольно или невольно все более широкие слои населения вступают в ряды компьютерщиков. И если большинство из нас познакомились с ПК в зрелом возрасте, то наши дети изучают информатику в школе, к тому же все большее количество школ ведет обучение информатике с младших классов. С домашними компьютерами наши дети знакомятся и в дошкольном возрасте. И сразу же у нас, в большинстве случаев, возникают ассоциации отнюдь не положительного характера.
Во-первых, так называемая, компьютерная зависимость, или, как еще говорят, виртуальная реальность – когда реалии повседневной жизни, у человека замещаются компьютерными образами. Даже дети по этому поводу могут рассказать «случай», как один мальчик пошел через дорогу, несмотря на движение транспорта, думая, что если собьет машина, то он «перезагрузится» и пойдет снова. Представьте, о каких духовных ценностях или культуре можно говорить в данном случае.
Во-вторых, компьютерный сленг – слова и выражения употребляемые компьютерщиками. Данную речь можно определить и как арго или жаргон – речь профессионально замкнутых групп, но в том-то и дело, что эти выражения перекочевывают из профессионально замкнутых групп в нашу повседневную речь. Такие слова как «мать», «винт», «клава», «проц», «сидюк», «компаха» и т.д. произносят при разговоре об устройстве компьютере, или – «коды», «программулина», «прога», «примочка», «гамесы», «гамовер» – при разговоре о программном обеспечении, а что можно услышать в разговоре об Интернете – «аська», «звонилка», «качалка», «поисковик». Обратите внимание, что вся эта смесь из русских и иностранных слов имеет пренебрежительный оттенок. А что творится при общении в чате? Здесь в ход идут уже далеко не жаргонные выражения, к тому же принципиально игнорируется грамматика. А ведь по статистике подавляющее количество посетителей чатов – подростки 12-16 лет.
В-третьих, внешний вид – долговязый, неопрятного вида юноша, обязательно в очках. Откуда этот образ? Вспомните фильмы, кстати, как отечественного, так и зарубежного производства. Это уже сложившийся стереотип. А разве так должен выглядеть нормальный ученик?
В-четвертых, наша озабоченность – что он там увидит или прочитает, в этом компьютере и Интернете? И действительно, безграничное море информации содержит не только полезную, добрую информацию, но и откровенную «грязь», которая может встретиться не только в Интернете, но и на тех носителях, которыми обмениваются компьютеризированные подростки.
Список опасностей можно продолжать и далее, но все они сводятся к нескольким аспектам:
– нарастающий поток информации и компьютеризацию нашей повседневной жизнедеятельности не остановить, уже возникла необходимость в этом информационном «обжорстве»;
– влияние поступающей информации настолько сильно, что формирует не только новые образы, но и новую культуру поведения и речи, роль информационной культуры в нашей жизни возрастает;
– подросткам легко доступна кроме всего прочего и негативная информация.
Поэтому, прежде всего, необходимо сформулировать задачу, стоящую перед педагогическим коллективом любой школы, по формированию гармонически развитой личности в условиях информатизации общества. Это, на мой взгляд, формирование ценностных позиций пользователя персонального компьютера.
Каковы же пути решения этой задачи? Единого рецепта, конечно же, нет. Но основные направления работы можно определить.
1. Деятельность учителя не может сводиться к тому, чтобы «надзирать и наказывать», т.е. выполнять роль фильтра, допускающего до сознания учеников лишь качественную продукцию. Информационная перенасыщенность изменила классическое отношение учитель-ученик, понимаемое как дающий-воспринимающий. Проблемы, с которыми сталкивается порой «старший» и «младший», требуют особых, невиданных навыков и привычек, которых, зачастую, нет ни у того, ни у другого. И эти проблемы не вписываются в классические понятия вкуса, эстетической потребности или долга. Например, у нас в школе функционирует Интернет-центр, где любой желающий имеет возможность выйти в Интернет и «побродить» по его просторам. И какая же юная особа не пожелает зайти на сайт группы Тату. А там с течением времени на фото дуэта остается все меньше одежды. Как в этой ситуации поступить учителю? Запретить, мотивируя предназначением школьного компьютера только для доступа к образовательной информации или разрешить, так как на телевидении показывают еще откровеннее? А может вообще прикрыть этот Интернет-центр? Как бы Вы поступили?
А новостные сайты? Ведь новости бывают разные. В таких ситуациях, учитель, как имеющий более богатый жизненный опыт, должен корректно и ненавязчиво направить ученика по правильному пути. Кстати, правильность тоже может быть спорной. И, повторюсь, ни в коем случае не запрещать, помните, запретный плод сладок. Данная работа должна, кроме всего прочего, носить личностный подход. Так, одно и тоже понятие, одна и та же ситуация, может одного подростка смутить, другой же не заметит в этом чего-либо «криминального».
2. Понятие информационной культуры достаточно широкое, включающее также и информационный этикет, правила культуры общения с компьютером. Например, ученики старших классов, особенно имеющие компьютеры дома, не задумываясь и не спрашивая разрешения у учителя, часто применяют настройки элементов управления компьютером в соответствии со своим вкусом и привычках, совершенно не заботясь о том, что другие ученики, особенно младших классов, путаются и теряются не обнаруживая на привычном месте каких-нибудь значков или увидев вместо привычной картинки что-нибудь экзотическое. «Поработал – прибери за собой» – это актуально и для пользователя ПК.
Еще одно проявление «компьютерного бескультурья» учеников – порча работ других пользователей. Ради забавы или, может быть, «из вредности», некоторые ученики портят рисунки, тексты или другие документы, созданные одноклассниками. Иногда дописывают что-либо «интересное». Вот здесь можно и запретить, при этом желательно, чтобы учитель обладал достаточными навыками для предотвращения подобного рода ситуаций, специальным образом настраивая компьютер и проводя квалифицированный контроль. А также разъяснять эти ситуации с точки зрения этики.
3. Речь. На различных форумах обсуждается чистота русского языка и целесообразность употребления иностранных слов и выражений. Единого мнения нет и, наверное, не будет. Но вести разъяснительную работу все же необходимо. Например, на уроках об устройстве компьютера я, кроме английских, общепринятых, названий комплектующих обязательно привожу российские названия, поясняя особенности развития российской науки в советское время. Привожу примеры и жаргонных выражений, акцентируя внимания на пренебрежительности, обязательно указываю: как все же следует называть ту или иную принадлежность. Порой возникает необходимость и в дополнительных пояснениях, что «опускание» в языке ведет в «опускании» и личности до уровня помойки. Что язык – это внешний облик человека, его отношение к окружающим. А если это отношение не достаточно высоко, то как требовать высокого отношения от окружающих к себе.
4. Образ. Само образование является выстраиванием образа. Высокие образы современников и светлые образы литературных героев требуют воплощения в воспитаннике. Классический пример образа с проблемой личного выбора – стихотворение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». А темы сочинений – «Образ чего/кого в произведении такого-то». Наша жизнь показывает ученикам образы не только на уроках литературы и МХК, но и в средствах массовой информации, на телевидении, посредством компьютера. Вспомните: как ходили мы в школу, о школьной форме. А какие бесформенные вещи носят некоторые подростки сейчас. Ведь это образ подростка с экрана телевизора.
Конечно это тоже спорный вопрос, вопрос модной одежды. Но в том-то все и дело, что в современном образе подростка сквозит пренебрежение к устоям морали, культурным ценностям. Запад отболел битниками, а у нас как раз подросло «разбитое» поколение, отвергающее социальные ценности. Хиппи, выражающие протест против общепринятой морали, ведущие бродяжнический образ жизни также пришли с Запада, из иной культуры. И, если движение хиппи в России, вроде бы не заметно, то слова «хипповать», «хипповый» у нас прижились. Вот Вам и диалог культур. Что можно этому противопоставить? Только действенный образ, который взволнует подростка и заставит подражать. Наша задача создать такой образ, основываясь на истинных культурных и духовных ценностях, на традициях нашего народа, нашей культуры. Благо, что и на телевидении стали появляться картины и передачи способствующие этому.
5. Культура общения в сети Интернет. Так называемый чат. Особенность состоит в том, что вы обмениваетесь текстовыми сообщениями, не видя собеседников, а ваши тексты видны всем участникам беседы. Конечно, это здорово, когда нет географических границ, и вы можете пообщаться с единомышленниками не зависимо от их местоположения, но стираются и некоторые моральные границы. Собеседники не видят друг друга и могут позволить такие выражения, которые в глаза бы не сказали, к тому же все сказанное одному – известно всем собеседникам и они могут «влезть» в ваш разговор. Уже существуют специальные книги об этике в чате, о культуре общения. Самый главный бич – это мат. Некоторые с его помощью хотят привлечь к себе внимание, кто-то им выражает ярость, а кто-то просто не находит других слов. Кроме того, существует проблема приветствий и своего представления. Да и называют себя собеседники по-разному. Можно встретить и Шоколадку, и Крутого, и Звезданутого, модно «обзываться» Кулом (от английского cool) и т.п. (Все имена взяты с чатов на народ.ру) Для решения подобной проблемы или, хотя бы, профилактики, мы, в компьютерных классах организуем общение по локальной вычислительной сети, то есть мини-чат, среди учеников класса, на факультативах и т.п. При этом поясняем: как представиться, как поприветствовать других, обязательно делаем акцент на необходимости уважения к остальным участникам беседы.
Все эти проблемы необходимо обсуждать на учительских форумах, делиться опытом и решать. Ведь это наши дети, наше будущее.
Реализация компетентностного подхода в информатике
Понятие «компетентностный подход», получившее распространение в начале XXI века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования, предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Одна из ключевых компетентностей, предлагаемых Правительственной Стратегией модернизации образования, – информационная. Данный подход предполагает:
• научить получать знания (учить учиться);
• научить работать и зарабатывать (учение для труда);
• научить жить (учение для бытия);
В данной статье показываются некоторые методы и приемы реализации мною компетентностного подхода на уроках информатики.
Учить учиться
Данное направление является одной из основных задач не только информатики, но и школы в целом. Ученик должен усвоить информационные технологии на таком уровне, который позволил бы использовать полученные знания для их расширения. Например, самый актуальный сейчас вопрос – Интернет. Ученику часто приходится пользоваться Интернетом для поиска информации. На уроках я уделяю особое внимание правилам поиска информации, формулировки и построения запроса, использования специальных символов для выборки. Полученную информацию необходимо обработать. При изучении текстовых редакторов мною используются задания, в которых необходимо отформатировать готовый текстовый фрагмент, проверить орфографию, добавить изображения, распечатать.
Актуальным является также дистанционное обучение на различных курсах. Мы рассматриваем такую форму обучения, ученики, по желанию, привлекаются на некоторые из курсов. Активно участвуют школьники и в дистанционных конкурсах, способствующих развитию этого направления.
Электронные энциклопедии, мультимедийные диски являются очередным вариантом развития познавательной активности учащихся и умения работать с информацией.
Используя проектную деятельность, я стараюсь учить самостоятельности и уверенности в работе с информационными технологиями. При проверке особое внимание обращаю на источники, соблюдение авторских прав.
Учение для труда
Большинство практических заданий при изучении информационных технологий носят именно прикладной характер. Как правило, их описания начинаются словами – «Вы продавец магазина…», «Вы водитель…», «Вы руководитель предприятия…». Используя такие задачи легче объяснить новый материал, показать приёмы работы в программных средствах. Ученики свободнее вникают в информационную среду, активнее работают на уроке.
Некоторые учебные вопросы, как например, создание баз данных, мультимедийных презентаций, электронных таблиц рассматриваются мною в виде проектов, выполняемых группой. Это позволяет формировать чувства коллективизма, ответственности за выполнение задачи, чувства соперничества и сотрудничества. При этом команда, как правило, выбирает руководителя, происходит распределение задач, в том числе выбирается ответственный за хранение информации (варианта проекта). Работа команды не ограничивается учебным временем, используются и домашние компьютеры. Очень интересен итог, точнее, анализ деятельности команд. Успешно выполнившие проект, с блеском в глазах, иногда перебивая или дополняя друг друга, рассказывают школьники о путях решения проблем, поиске информации, вариантах представления проекта и т. д. К сожалению, имеются и «провальные» проекты, но, разбирая порядок работы данных групп, можно указать в качестве примера и негативные моменты. Как говорится «отрицательный опыт, тоже опыт». Подобная проектная деятельность эффективно готовит учеников к работе в коллективе.
Учение для бытия
Рассматривая вопросы информатики, я не забываю приводить примеры из жизни, которая полна различными информационными устройствами. А ученики, пользуясь ими, часто даже не замечают их причастности к информатике. Например, рассматривая разрядность процессоров, мы вспоминаем 8-и и 16-ти разрядные игровые приставки типа «Дэнди». Вопрос о разрешении экрана монитора сопровождается выяснением разрешения экранов мобильных телефонов. Вопросы изучения типов файлов также начинаются с типов загружаемых в мобильник файлов.
Как воспринимает информацию холодильник? Каков размер информации о состоянии лампочки? Сколько снимков войдёт на компакт диск, снятых 10-тимегапиксельным фотоаппаратом? Какой продолжительности можно записать речь на дискету с максимальным качеством? Какой модем лучше? Именно такие вопросы задаются ученикам при рассмотрении той или иной темы, именно этими вопросами поднимается проблема и решается средствами информатики. Часто ученики развивают тему, порой приходится давать задания для рассмотрения дополнительного материала, выходящего за рамки программы.
И теперь многим родителям приходится принять, что их дети в электронных устройствах разбираются значительно лучше.
В заключение хотелось бы отметить, что в имеющихся учебниках информатики крайне малое количество примеров востребованности знаний в реальной жизни. Как следствие, учителю необходимо самому «находить» такие примеры.