- Маслова Е.А.
- В статье рассматривается опыт организации исследовательской деятельности школьников, описывается ряд форм и методов, используемых автором.
- компетнтностно-ориентированное образование, исследовательская деятельность, личностные качества
- Maslova E.A.
- The article considers the experience of research of students, describes a number of forms and methods used by the author.
- kompetntnostno-oriented education, research and personal qualities
- Research activities are the expression of creativity of pupils and teachers. (Barnaul)
УДК 001.891.7
О нравственных качествах человека нужно судить
не по отдельным его усилиям, а по его
повседневной жизни.
Блез Паскаль
Стремительные перемены в обществе затрудняют прогнозирование будущего, но в долгосрочной перспективе для успешной профессиональной деятельности в любой сфере значимыми будут такие способности и умения, как: способность проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность при выполнении различных работ; умение систематизировать и закреплять полученные знания и навыки по изученным дисциплинам; способность находить и использовать источники для углубления знаний в соответствии с выбранной темой; умение применять знание при решении практических задач; умение пользоваться справочной, нормативной и правовой документацией; корректно оформлять выполненную работу с использованием современной техники.
Перед современной школой стоит цель – создание условий, при которых учитываются интересы, склонности, особенности учащихся, создаются предпосылки в отношении непрерывного образования в течение всей жизни.
Национальный приоритетный проект «Образование» заявляет о том, что конкурентноспособность личности во многом зависит от ее умения овладевать новыми технологиями, быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям. В динамичном социально-экономическом развитии страны анализ запросов сообщества, запроса учащегося и изменившегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования. Одним из ответов системы образования на запрос государства является идея компетнтностно-ориентированного образования, заложенная в Федеральных стандартах школьного образования второго поколения.
В связи с этими задачами сформулированы требования к уровню подготовки выпускников школы. В предлагаемых требованиях отмечено, что выпускник старшей школы должен уметь «участвовать в обсуждении проблем и в групповой исследовательской работе, определяя ключевые моменты дискуссии, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, представлять результаты индивидуальной и групповой учебно- познавательной деятельности в формах конспекта, аннотации, реферата, резюме, рецензии, комментария, описание эпизода, публично презентовать результаты своей работы». Таким образом, выпускник школы, имеющий намерение в отношении продолжения образования, должен иметь определенный опыт исследований и исследовательской работы в подтверждение владения способами познавательной деятельности, а значит, своей информационно – коммуникационной и коммуникативной компетентности. О том, как приобретают опыт исследований учебного характера по базовым предметам в МБОУ «СОШ № 53 с УИОП», можно познакомиться из представленного опыта работы.
Изучением исследовательской деятельности школьников занимаются педагоги школы, начиная с 1 класса и сопровождают ребенка в течение всей школьной жизни. Важно понимать, что исследовательская деятельность с выходом на готовый продукт в форме реферата или проекта – это штучный результат, а учебно-исследовательская деятельность, направленная на получение самостоятельно знаний (практикум, лабораторный эксперимент и т.д.) – это массовый результат.
Для начала определимся с понятием «исследовательская деятельность». Различные авторы определяют ее как «научная», «исследовательская», «научно-исследовательская» и «творческая». Философский словарь определяет исследовательскую деятельность как «деятельность, направленную на производство новых знаний (о природе, обществе, мышлении)» [2, с. 590]. В свою очередь, научная деятельность рассматривается как «деятельность, которая дает приращение нового знания, ее результат принципиально нетрадиционен» [1, с. 592]. По нашему мнению, применительно к школьникам, исследовательскую деятельность следует разделить на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую.
Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и представлять результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя. Научно-исследовательские работы школьников подразумевают, что учащиеся уже познакомились с основными методами сбора и обработки данных, освоили их и в состоянии оценить свои возможности в выполнении работы.
Потребность в организации исследовательской деятельности школьников обусловлена современными тенденциями развития общества. На урочных занятиях учителя школы используют метод проектов, так как проект как форма индивидуальной или коллективной познавательной деятельности предполагает планирование и осуществление практической деятельности проблемного характера, обогащающей опыт школьников. При этом решаются в комплексе следующие задачи: научить выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области; развить умение выделять в проблеме «объект исследования»; научить находить отличительные признаки «предмета исследования», вести исследование, анализировать, синтезировать, обобщать и презентовать полученные результаты.
Формирование учебно-исследовательских и научно-исследовательских умений происходит с первого класса. Под руководством учителя и родителей ребенок определяет, что его в данный момент интересует (например, «Как живут дельфины?», «Как пчелы создают мед?», «Что нужно делать, чтобы не болеть?» и т.д.). Важно прежде всего установить логическую последовательность действий поэтапно.
1 этап – это работа с учащимися 1-4 классов, во время которой учащиеся знакомятся с отдельными элементами исследовательской деятельности: умение наблюдать (как вести наблюдение), анализировать и сравнивать.
2 этап – работа с учащимися 5-8 классов, во время которой они знакомятся с исследованием как одним из видов учебно-познавательной деятельности.
3 этап – работа с учащимися 9 классов, во время которой они знакомятся со структурой исследования (постановка цели, задач и пути их реализации).
4 этап – работа с учащимися 10-11 классов, которые выполняют исследовательскую работу с наблюдением технологии (постановка цели, задач, методика исследования, обработка материала, анализ, сравнение и вывод).
Основой для формирования умений исследовательского характера является, прежде всего, урок. Сегодня происходит обновление содержания учебного материала, который позволяет находить предметы исследований, такие как: «изучение уникальных феноменов, конкретных казусов и вообще всего индивидуального и неповторимого», которые противопоставляется «упорядоченности социальных связей». При таком подходе не теряется огромное интеллектуальное удовольствие, которое получает ученик, путешествуя по неизведанным страницам нашего далекого прошлого или знакомясь с современным окружающим миром, формируя у учащихся навыки работы с различными источниками знаний.
Большую часть времени на уроке и во внеурочной деятельности творчески работающие учителя уделяют внимание конкретной личности «со всеми его неповторимыми биографическими особенностям, со спецификой его социальных контактов, родственных связей, сложившихся зависимостей, со всеми свойственными ему устремлениями» (писателю, исследователю, общественному деятелю и т.д.). Еще одно направление работы творчески работающего учителя – умение увидеть большое в малом. У такого учителя считается нормой, когда учащиеся на уроке получают такие задания:
1. Составление рассказов от имени участников событий с описанием увиденного, и чувств, которые он испытал.
2. «Может ли кто-нибудь заимствовать чужую цивилизацию частично, не рискуя быть постепенно втянутым ее целиком и полностью?» (А. Тойнби). Аргументируйте свой ответ.
3. Подтвердите или опровергните такое-то мнение… и др.
Выполняя подобные задания, учащимся важно не только перечислить факты, явления, но и связать их с духовными ценностями общества, дать им нравственную оценку, что способствует развитию мировоззрения личности каждого ученика.
Еще один аспект исследовательской деятельности – это выход на практику. Ученик сегодня в большинстве случаев только накапливает знания, которые разнообразны, часто – не систематизированы. Творческая деятельность помогает систематизировать разрозненные знания, что влияет на развитие интеллекта ребенка. В деятельности, дающей конкретный результат (например, мини-исследование или исследовательский проект), развиваются индивидуальные качества учащихся. Для занятий исследованиями необходим определенный комплекс качеств: чувство нового, самостоятельность, критичность, мышление, обладание определенным комплексом природных качеств, учащемуся необходимо время для их развития. Чем раньше мы начнем развитие индивидуальных качеств, тем раньше это развитие выйдет на высокий уровень. Поэтому уже с первого класса желающие заниматься исследовательской деятельностью имеют возможность посещать лекторий «Лабиринт» и кружковые занятия.
Для завершающего этапа исследовательской деятельности существенны такие качества ученика, как самокритичность (в отношении результатов собственного интеллектуального труда) и упорства в доведении дела до конца. Не все нынешние первоклассники в одиннадцатом классе покажут высокий уровень в исследовательской деятельности, но определенный опыт в этом направлении они приобретут.
Исследователь на практике убеждается, каким огромным трудом добываются новые знания, каких огромных усилий оно стоит, какой выдержки оно требует. Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской деятельностью, такие как объективность, честность, научная этика переносятся во внешкольную деятельность и в последующую жизнь ученика, они становятся его сущностью.
Список литературы
1. Большая Советская Энциклопедия (в 30-ти томах) /Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – т. 10. – с. 592.
2. Философский словарь. /Под ред. И.Т. Фромеч. – М.: Политиздат, 1986. – с. 590.