- Клюбина С.В.
- Статья посвящена нетрадиционным формам урочной деятельности. Особое внимание уделяется играм – практически на каждый вид урока-игры автор приводит пример из своей практики. При использовании игровой формы в урочной деятельности прослеживается тесная связь с другими школьными предметами, с событиями современности и истории.
- география, нетрадиционные формы урочной деятельности, игра, деловая игра, ретроспективная игра, интегрированные уроки
- Klyubina S.V.
- This article is devoted to non-traditional forms of teaching activity. Particular attention is given to games — almost for every kind of lesson-game author gives an example from her practice. The process of using game activities give on lessons gives us the chance to see strong correlation school subjects with the events of our time and history.
- geography, non-traditional forms of teaching activity, play, role play, game retrospective, integrated lessons
- Playing as a means of formation students’ interest to school subject
Главная цель географического образования – формирование географической культуры молодого поколения как важной составной части общей культуры современного гражданина, представления о географической картине мира, естественно-научной и общественно-научной картин мира.
Содержание школьной географии, средства, методы и приемы обучения обуславливают формы его организации, т.е. специальную конструкцию, которая во многом определяется содержанием взаимодействия учителя и учащихся при работе над тем или иным учебным материалом. Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке пробуждает школьников к активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале, и способствует в выборе различных форм проведения урока. По своим дидадактическим целям такие уроки бывают разнообразными. Но главное – они становятся более результативными по форме. Здесь сочетаются и индивидуальная, и групповая, и коллективная работа школьников, проводятся уроки-лекции, уроки-семинары, игровые уроки, уроки-диспуты, уроки-путешествия и другие.
В своей практике я стараюсь чаще использовать нетрадиционные формы урочной деятельности, т.к. дети с огромным удовольствием включаются в такую работу, где раскрываются их индивидуально-личностные качества, прослеживается знание учебного материала, формируются новые навыки и раскрываются творческие способности. При выборе той или иной формы работы на уроке, я учитываю индивидуальные особенности детей, класса в целом, что помогает мне вместе с учащимися добиться поставленной цели и эффективности изучаемого материала.
Для среднего звена я использую такие формы проведения урока, как урок-игра, урок-сказка, урок-открытие, урок-путешествие, КВН, творческие уроки. В старших классах я применяю формы урока проблемного характера: урок-диспут, урок-конференция, экологический марафон и другие.
Нетрадиционные формы урочной деятельности позволяют делать уроки более разнообразными, занимательными, несущими творческий характер. Одной из таких форм, которую я использую достаточно часто в своей работе является «УРОК-ИГРА».
В книге «Дети и война» авторы А. Фрейд и Берлингхем ярко передали реакцию взрослых и детей на бомбежку Лондона. Взрослые – снова и снова говорили о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда об этом не говорили. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили дома из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены, кругом были убитые и раненые, и «скорая помощь» увозила их в больницы. Такого рода игры продолжались несколько дней. На данном примере мы видим, насколько естественно и органически близко находится сознание и игра у ребенка.
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются учебные игры и дискуссии. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом взаимодействие между учителем и учащимися. Ученик становится активным участником учебного процесса. Ученики сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Применяют жизненный опыт. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.
В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию «игра». Что такое игра? Игра – это прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке. Игра на уроке географии – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди – участники исторической или географической драмы. Важно создать у детей игровое состояние – специфическое эмоциональное отношение к исторической и реальной действительности.
«Игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, иллюстрирующих реальную производственную обстановку» (В.И. Рыбальский). Игры классифицируются по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в ее основу.
Рассмотрим подробнее классификацию, разделяющую игры на деловые и ретроспективные.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
ДЕЛОВЫЕ | РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ | ||
Тренинговые | С элементами ретроспективности | Ролевые | Неролевые |
– обсуждения – исследования |
– настольные – театрализованные представления – театрализованные игры – проблемно-дискуссионные игры |
– конкурсные игры – маршрутные игры |
– на основе заданного алгоритма – сюжетные игры |
ДЕЛОВАЯ ИГРА моделирует ситуацию древнего мира, историю прошлого по сравнению с настоящим, а также реальную действительность, где ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего географические события. При этом прослеживается два подвида игры.
– ИГРА-ОБСУЖДЕНИЕ, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией. Она строится на учебном диалоге и проводится с большей долей импровизации учащихся.
– ИГРА-ИССЛЕДОВАНИЕ, которая строится также на воображаемой ситуации современности, прошлого, но она основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги о том или ином географическом событии.
РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ИГРА моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников, где каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже личности. В такой игре ребенку «удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее», как заметил это психолог А.Н. Лук. Школьники для такой игры, как правило, придумывают себе имя, факты биографии, профессию, продумывают облик своего «героя». При этом они должны иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Например, изучая в 7 классе «Образование материков и океанов», учащиеся представляют себя в роли путешественников, ученых, которые рассматривают картину появления материков Гондвана и Лавразия по принципу – «так могло быть».
Ретроспективные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ретроспективного характера основаны на разыгрывание ролей – участников различных событий в условиях воображаемой ситуации прошлого и современности. Они рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность свободно «сыграть» роль, взятую из реальной жизни. Собственно подготовка к исполнению ролей начинается после того, как сформулирована и осознана идея или смысловая ситуация, которая требует усвоения через проигрывание ее в группе участников.
При изучении темы «Горные породы» в 6 классе я провожу «урок-сказку», где учащиеся опираются на знания литературы (сказка П. Бажова), что помогает им «проникнуть в недра Земли» и познакомиться с различными группами горных пород. А также в ходе изучения нового материала проходит ролевая игра, где дети проигрывают данную сказку, углубляясь в изучение нового материала.
Ролевые игры делят на следующие подтипы: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ имеет четко обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает картины прошлого и настоящего. Смысл такой игры для школьников заключается не только в «оживлении картин», но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом. Такая игра способствует развитию творческих, индивидуальных способностей ребенка, а также оказывает эмоциональное воздействие на школьников.
Так в 6 классе, при изучении темы «Растительный и животный мир» мы с детьми готовим мини-спектакль «Лесное царство», включая элементы экообразования. Это помогает детям с помощью мимики, жестов, костюма (изготовлены самими детьми) передать особенность каждого животного, познакомиться с представителями «лесного царства», а также понять, увидеть и серьезно задуматься над теми экологическими проблемами, которые касаются лесных жителей и нашей планеты. Дети должны найти пути решения этих проблем и создать закон для человека по охране органического мира леса.
В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ тексты персонажей составляют сами учащиеся. Главным ее отличием от предыдущего подвида является большая доля импровизации участников игры. В данной игре все действия касаются только той темы, которая изучается. Здесь прослеживается поисковая работа детей, развивается мышление, воображение и индивидуальные качества ребенка. И особенностью является то, что в эту игру можно привлечь большое количество участников. Актером может стать любой ребенок.
В основе ПРОБЛЕМНО–ДИСКУССИОННОЙ ИГРЫ лежит воображаемая ситуация, где действия строятся вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики в такой игре призваны решить проблему с позиции своих персонажей, причем результат решения заранее не известен. В итоге игры может быть принято несколько решений и здесь важно участие каждого ребенка в разработке проблемы.
А в 9 классе после изучения темы «Электроэнергетика» урок проходит в форме проблемно-дискуссионной игры, включая элемент театрализованного представления, где показываем подготовленную с детьми небольшую литературную композицию «Чернобыльский след» и затем проводим пресс-конференцию, касающуюся данной проблемы. Этот урок решает следующие задачи:
– Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.
– Используя знания разных школьных дисциплин, убедить детей в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей.
Эта композиция помогает учащимся понять серьезность картины происшедшего на ЧАЭС и задуматься об экологических проблемах, которые стоят перед нашим обществом, здесь раскрываются эмоциональные и нравственные качества детей. А проведение «пресс-конференции» проходит в форме учебного диалога, где дети рассматривают вопросы и решают проблемы Чернобыльской катастрофы с позиции своих персонажей (министр атомной энергетики России, врач-радиолог, специалист из центра ядерных исследований, журналисты и др.). Итогом игры является принятие решений по данной тематике, и здесь важно участие каждого ребенка в разработке данной проблемы.
Важное достоинство ролевых игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного материла, но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решения в большом ряде случаев, когда их практика в реальных условиях затруднена. Ролевая игра – сильный стимулятор активной учебной деятельности.
НЕРОЛЕВЫЕ ИГРЫ очень близки играм с внешними правилами, к таким играм относят КОНКУРСНЫЕ ретроспективные игры, когда искусственно моделируется учебная ситуация. В такой игровой ситуации учитель с одной стороны, проверяет знания учащихся на конкурсной основе, с другой – дает возможность эти знания «применять» в условиях имитации прошлого и настоящего, тем самым углубляя и расширяя знания изученного. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию географии практически становится беспредельным ради разрешения игровой ситуации.
Другой пример – обобщающий урок в 7 классе по теме «ГИДРОСФЕРА». Для расширения тематики изучаемого материала, увеличения кругозора учащихся, а также для развития индивидуальных и творческих способностей детей и воспитания чувства коллективизма, я провожу урок в два этапа. Первый – игра «Морской бой», где с помощью различных заданий выявляю уровень знаний, полученных при изучении данной темы, а второй – «Экологический марафон», который позволяет рассмотреть проблемы загрязнения гидросферы и найти пути их решения.
В игре прослеживается связь с другими школьными дисциплинами, где учащиеся, опираясь на знания литературы, мировой художественной культуры самостоятельно или коллективно сопоставляют их с географическими явлениями, терминами, понятиями. Такие конкурсные игры вызывают у детей огромный интерес к предмету и к самой игре, в которую они полностью «погружаются», раскрывая себя с разных сторон.
Другой тип неролевой игры – это МАРШРУТНАЯ ИГРА, или воображаемое путешествие (заочная экскурсия). Маршрутная игра – это особая форма урока, когда дети, например, переносятся в прошлое и «путешествуют» по нему в определенной пространственной среде (прогулки по древнему городу, плавание по океанам и т.д.). Также учащиеся «путешествуют» по разным уголкам нашей необъятной планеты, знакомясь с теми или иными географическим объектами современного мира. Здесь учащиеся могут сопоставлять картины прошлого и настоящего, делать определенные выводы, доказывающие образование того или иного географического объекта. В этой игре дети могут самостоятельно намечать собственный маршрут, придумывать остановки, фрагменты беседы (интервью) с людьми, которые им «попадаются» в путешествии. Такая форма урока несет в себе элементы занимательности и творчества, требующая большой подготовки, как учителя, так и учащихся.
Одна из таких игр – «Путешествие по Амазонке» – проводится при изучении особенностей природы Южной Америки и отдельных ее стран в курсе географии материков и океанов (7 класс).
Цели проведения игры:
1) формирование у учащихся умения составлять образное описание отдельных территорий на основе разнообразных источников географической информации, выявление по картам взаимосвязей между компонентами природного комплекса;
2) выявление учащимися экологических проблем и определение возможных путей их решения.
Исходная информация.
Стефан Цвейг писал: «Кто видел Амазонку, тому хватит красот на всю оставшуюся жизнь». Сохранить это чудо природы – важнейшая задача народов Южной Америки.
Знаменитый океанограф Жак Ив Кусто, мечтая об экспедиции по Амазонке, говорил, что она будет «самой крупной, важной и опасной» в его жизни. Маршрут экспедиции включал несколько направлений. Первая группа на знаменитом судне «Калипсо» вошла в бразильский порт Белен, что в дельте Амазонки, откуда начала исследование бассейна самой крупной реки мира. «Калипсо» поднялся по Амазонке до перуанского порта Икитос, а оттуда – по Укаяли, притоку Амазонки, до города Пукальпа. Вторая группа попыталась достигнуть великой реки с территории Колумбии. Третья группа искала исток Амазонки. Как известно, название ее главного истока претендует две реки – Укаяли и Мараньон. Четвертая группа исследовала бассейн венесуэльской реки Ориноко, достигла по суше верховьев Риу-Негру и прошла ее до впадения в Амазонку. И, наконец, пятая группа исследовала притоки Амазонки на юге Перу, в Боливии и Паргвае.
После этого рассказа перед учащимися учитель предлагает выполнить следующие задания:
1. Совершить путешествие по разработанным маршрутам, используя при этом карты атласа, картины слайды с изображением природы изучаемой территории, художественную литературу.
2. Описать природные комплексы по линии маршрута.
3. Выявить по картам взаимосвязи между компонентами на примере одного комплекса. Составить схему этих взаимосвязей.
4. Выяснить: в результате какой хозяйственной деятельности людей эти связи могут быть разрушены; к каким изменениям в природных комплексах это может привести? Подумать: возможно ли восстановление нарушенных взаимосвязей и при каких условиях? Какие предложения по рациональному использованию ресурсов природного комплекса и его охране вы могли бы высказать? Свои предложения обоснуйте.
5. Изучить особенности природы, населения и хозяйственной деятельности стран, расположенных в бассейне Амазонки.
6. Изучить особенности населения Бразилии:
а) на основе работы с картой атласа, текста учебника подтвердите или опровергните тезис: «Бразильцы – нация эмигрантов»;
б) по карте определите особенности размещения населения по территории страны. Какими факторами оно определяется?
в) Что об обычаях и традициях населения Бразилии, вы знаете?
После работы в группах, выполнения задания выслушиваются мнения учащихся, проходит обсуждение в классе результатов работы и подводится итог всего «путешествия» учителем.
ТРЕНИНГОВЫЕ ИГРЫ, их отличительным признаком являются внешние (жесткие) правила. К ним относят:
– НАСТОЛЬНЫЕ игры (домино, экологическое лото, поле чудес и т.д.).
– ИГРЫ НА ОСНОВЕ АЛГОРИТМА (ребусы, кроссворды, шарады и т.д.)
– СЮЖЕТНЫЕ с воображаемой ситуацией на основе тренинга (расшифровка иероглифов, « найди ошибку», таинственная записка и т.д.)
Достаточно часто на своих уроках уделяю внимание тренинговым играм, таким как: «Географическая почта», «Третий лишний», «Экологическое лото», «Картина неизвестного художника», «Найди ошибку», «Таинственная записка (расшифруй)», «Топографическое лото» и многие другие. Эти игры позволяют проверить знания детей, развивают интеллектуальные способности школьников.
Игра на уроке – дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемый материал.
Игра – один из видов коллективной деятельности. Участие в игре оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, не сопоставимое с воздействием других форм обучения. Игра требует от ее участников большой самостоятельности, инициативы, стимулирует соревновательность. В ее проведении имеется много общих черт с методикой групповой работы. Но имеются и принципиальные отличия: исполняя роли, учащиеся погружаются в действительность, которой посвящена игра, ставят себя на место реальных лиц, учатся принимать решения.
При использовании игровой формы в урочной деятельности прослеживается тесная связь с другими школьными предметами, с событиями современности, реализация краеведческого принципа обучения, четкая экологическая направленность, раскрытие индивидуальных и творческих способностей детей. Это помогает воспитать ребенка, как социально-активного члена общества, умеющего принимать самостоятельные решения и заниматься самообразованием в течение всей последующей жизни.