-
С.В. Алексеев,
Федерация экологического образования Санкт-Петербурга
(г. Санкт-Петербург, Российская Федерация) - В статье определены некоторые ключевые положения, позволяющие осмыслить феномен экологической культуры как необходимого условия выхода из глобального экологического кризиса, решения глобальных (региональных, локальных) экологических проблем, перехода к устойчивому развитию общества.
- экологическая культура, социализация подрастающего поколения
-
S.V. Alekseev,
Federation of Environmental Education of St. Petersburg
(Saint-Petersburg, Russian Federation) - In article some key provisions, allowing to comprehend a phenomenon of ecological culture as a necessary condition of an exit from global ecological crisis, the decision global (regional, local) environmental problems, transition to a sustainable development of society are defined.
- ecological culture, younger generation socialization
- Formation of ecological culture as mechanism of socialization of younger generation.
УДК 504; 574
Сегодня вряд ли найдется человек, будь то инженер или служащий, высокопоставленный чиновник или представитель законодательской власти, который выступит против необходимости формирования экологической культуры человека и общества в целом. И, тем не менее, в системе российского образования, в отличие от зарубежного опыта, данное направление остается второстепенным. Однако формирование экологической культуры целесообразно рассматривать не как самоцель, хотя и эта цель имеет чрезвычайно важное воспитательное и развивающее значение, а как механизм социализации молодых людей, перспективное и эффективное средство вхождения нынешних школьников в современное информационное гражданское общество.
Определим некоторые ключевые положения, позволяющие осмыслить феномен экологической культуры как необходимого условия выхода из глобального экологического кризиса (если он есть!), решения глобальных (региональных, локальных) экологических проблем, перехода к устойчивому развитию общества.
Экологическая культура — понятие системное
Из общенаучных подходов к осмыслению феномена экологической культуры особо следует назвать системный. Его сущность состоит в том, что экологическая культура рассматривается как система, а процесс ее формирования — как становление этой системы. В словосочетании «экологическая культура» и первая, и вторая часть — понятия системные: «экологическая» (экология) — комплексная интегративная наука о взаимодействии живых систем с окружающей средой; «культура» — целостная совокупность (система) ценностей, традиций, верований, опыта и т.д. Следовательно, и само понятие «экологическая культура» — понятие системное. Системный подход дает возможность определить роль и значение отдельных элементов, формирующих экологическую культуру, их взаимосвязи, взаимозависимости. Согласно учению Л. Берталанфи (1972 г.), целесообразно «наши знания о самых разнообразных явлениях экономно организовать с помощью немногих системных концепций». Этот вывод ученого, как нельзя лучше подходит для нашего предмета изучения: все вещи и явления в природе и обществе существуют во взаимной связи между собой. Все компоненты педагогической системы (цели, содержание, технологии, оценка результата) также существуют в теснейших взаимосвязях и являются подсистемой образовательной среды. З.И. Тюмасевой справедливо отмечается идея го-мологичности понятий «окружающая среда» и «образовательная среда».
Экологическая культура — понятие уровневое
Ее смысловое и содержательное наполнение может быть достаточно вариативным в зависимости от категории обучающихся (дошкольники, младшие и старшие школьники, студенты, специалисты), вида профессиональной деятельности (учитель-предметник, школьный психолог, социальный педагог, директор школы и др.), национальных традиций (российская школа, немецкая школа, английская школа, американская школа, канадская школа и др.). Уровни экологической культуры целесообразно рассматривать не с точки зрения иерархии и рейтинга, они просто разные: экологическая культура дошкольников другая нежели экологическая культура инженера-выпускника вуза, она не ниже или хуже экологической культуры инженера.
Экологическая культура — понятие деятельностное, поведенческое
Экологическое поведение — это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области рационального природопользования. Т.Е. Абрамова, опираясь на деятельностный подход, считает, что «экологическая культура — это способность вести экологически целесообразную деятельность, ответственную по отношению к окружающей среде, воспитание ответственного отношения к природе; отражение целостного восприятия мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанный на уникальности свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека; органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой; этап развития общечеловеческой культуры, которая характеризуется общим осознанием важности экологическим проблем в жизни человека».
Экологическая культура — понятие социальное
Во-первых, состояние и уровень экологической культуры населения определяет экологический статус страны (можно говорить о высоком уровне экокультуры в Финляндии или Германии); во-вторых, целый раздел и научное направление современной экологии посвящены социально-экологическим проблемам; в-третьих, формирование экологической культуры молодежи можно рассматривать как эффективный механизм социализации подрастающего поколения. Социальный смысл экологической культуры состоит в создании условий для перехода к информационному (экоинформационному) гражданскому обществу.
Экологическая культура — понятие информационное
Информатизация практически все сфер жизнедеятельности отдельного человека и человечества в целом — одно из проявлений процесса глобализации, точнее ее второй волны. Ученые называют три основания, по которым готовится переход человечества в принципиально иное качество: первое связано с экологическими «пределами роста», второе с тенденциями нравственной деградации («кризис культуры»), третье с социальной поляризацией общества.
Обсуждая проблемы получения, сбора, переработки, хранения и передачи информации в научной литературе все чаще осмысливается феномен информационного общества. Согласно А. Тоффлеру, переход к информационному обществу укладывается в три волны: первая связана с аграрной культурой; вторая с индустриальной; третья с информационной. Переход к информационному обществу — процесс длительный, эволюционный. По данным Б.Я. Советова, США и Япония ориентировочно перейдут в информационное общество к 2020 г., страны Западной Европы к 2030 г., Россия к 2050 г.
Информатизация практически все сфер жизнедеятельности отдельного человека и человечества в целом — одно из проявлений процесса глобализации, точнее ее второй волны. Ученые называют три основания, по которым готовится переход человечества в принципиально иное качество: первое связано с экологическими «пределами роста», второе с тенденциями нравственной деградации («кризис культуры»), третье с социальной поляризацией общества.
Большинство глобальных экологических проблем становятся понятными при глубоком осмыслении запасов и потоков информации в биоте и цивилизации в контексте теории биотической регуляции окружающей среды (по статьям В.Г. Горшкова, К.Я. Кондратьева, К.С. Лосева). Некоторые итоговые положения теории можно кратко сформулировать следующим образом:
- Запас генетической информации биосферы и запас культурной информации цивилизации совпадают по порядку величины. Что означает этот вывод? А означает он одно важное положение, которое заключается в том, что современная («человеческая») цивилизация имеет такую же информационную емкость (запас информации) как и вся естественная биота (все живые организмы), которая формировалась миллионы лет.
- По объемам памяти и запасам информации информационная среда современной цивилизация не уступает естественной среде (биоте).
- Скорость прогресса цивилизации более чем на 7 порядков выше скорости эволюции биоты, что объясняет беспрецедентную конкурентоспособность человека в отношении возможностей разрушения биосферы по сравнению со всеми остальными видами.
Обозначенные положения еще раз подтверждают выдвинутую в свое время В.И. Вернадским концепцию ноосферы, ключевым пунктом которой является идея о геологической роли человечества в развитии биосферы.
Как отмечают А.Н. Захлебный и А.Н. Дзятковская «современный этап глобального напряжения характеризуется новым явлением-развитием информационного дисбаланса в биосфере», заключающегося, с одной стороння с тем, что сегодня стремительно истощаются информационные ресурсы дивой живой природы (ее генофонд, биоразнообразие) и утрачивается ценнейший глубинный этнокультурный опыт выживания в окружающей среде, с другой стороны с тем, что идет бурный рост и глобализация нового ресурса развития человечества — социокультурной информации, связанной с научно-техническим прогрессом.
В настоящее время в философской и педагогической литературе ученые констатируют эволюционную трансформацию экологической культуры в культуру устойчивого развития (по Н.М. Мамедову); часто используется синоним этого термина — экологическая культура в интересах устойчивого развития или экологическая культура в контексте устойчивого развития (А.Н. Захлебный). Культура устойчивого развития, с нашей точки зрения, это новое качество экологической культуры. Это новое качество достигается за счет расширения всех составляющих экологической культуры:
- когнитивной (содержательной, знаниевой) — за счет интеграции экологических, экономических и социальных знаний и осмысление целостного феномена — устойчивого развития общества (коэволюции общества и природы, по Н.Н. Моисееву);
- аксиологической (ценностно-смысловой) — за счет смещение шкалы ценностей в направлении экологических ценностей, ценностей эколого-образовательного, эколого-информационного, открытого, гражданского общества;
- деятельностной (практикориентированной, поведенческой) — за счет интеграции различных видов экологической (натуралистической, природоохранной, исследовательской и др.) и учебной (познавательной, организационной, проектной, аналитической и др.) деятельности, активное внедрение информационных технологий поиска, хранения, переработки и обобщения информации.
Ряд социальных явлений представляет особый интерес с точки зрения формирования экологической культуры и трансформации ее в культуру устойчивого развития. Речь идет о социальном партнерстве в области проблем окружающей среды, социальном измерении и последствиях глобализации, социокультурной зрелости как критерии поступательного освоения человечеством окружающего мира и др., социализации подрастающего поколения (а сегодня, стоит говорить о социализации не только молодых, но и достаточно взрослых людей!).
Социализация чаще всего рассматривается как процесс усвоения и освоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социальное осуществление как целенаправленное воздействие на личность проявляется как через систему образования, так и через стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Опыт экологической деятельности молодежи позволяет говорить о новом качестве ее социализации. В этом отношении интересен опыт интеграции отечественного и зарубежного опыта формирования экологической культуры молодежи. Е.А. Рипачева определяет три модели возможной интеграции: модель копирования (репродукции), модель взаимообогащения (взаимодополнения) и модель творческого (креативного) развития. Промежуточным между первой и второй моделями является адаптационный вариант интеграции.
Специалисты-исследователи (Н.И. Корякина, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлеб-ный, В.М. Назаренко и др.) отмечают высокую эффективность социализации молодежи через ее участие в различных видах и формах экологической деятельности. Участие школьников в международных, всероссийских и региональных эколого-образовательных проектах («ГЛОУБ», «ШПИРЭ», «Образование для устойчивого развития» и др.), акциях молодежных экологических организаций («Зеленая Планета», «Зеленый Крест» и др.), исследовательских проектах по мониторингу состояния окружающей среды (проект «Мониторинг окружающей среды» и др.), социально значимых акциях в поддержку охраны заповедников и памятников природы (акция «Веппский лес», «Линдуловская роща» и др.) — вот краткий перечень мероприятий, позволяющих молодым людям осваивать, отстаивать и защищать принятые в обществе ценности, нормы, традиции и инновации. А это по сути дела и есть социализация.
Несколько слов о перспективах экологического образования. Можно выделить три возможных сценария развития системы экологического образования в России:
1. Согласно первому сценарию (от общего к частному), необходимо определиться в системообразующих идеях, принципах и ключевых понятиях образования для устойчивого образования, разработать основные критерии, показатели и методики из измерения социально-образовательных результатов, как на уровне учащихся, так и на уровне образовательного учреждения в целом.
2. Согласно второму сценарию (от частного к общему), при несомненно большом количестве позитивных моментов, в первую очередь, связанных с повышением активности молодежи и творчества педагогов, диверсификацией форм, методов и технологий ОУР, усилением межведомственных контактов и социального партнерства региональных структур, можно констатировать ряд рисков и проблем, связанных с методологической и концептуальной несогласованностью как на уровне системообразующих идей, принципов и ключевых понятий.
3. Согласно третьему сценарию (интеграция общего и частного), предполагается обогащение общих основополагающих идей ОУР выявленными тенденциями их практической реализации в разных регионах страны. Среди возможных моделей перспективного развития экологического
образования можно выделить следующие:
- От экологического образования — к образованию для устойчивого развития (социально-экономический аспект). Экологическое образование и просвещение предыдущих лет (70-90 годы) создали предпосылки для системного осмысления экологических проблем в их единстве с социальными проблемами и экономическими. Среди ключевых понятий этого нового и достаточно перспективного направления должны быть понятия, с которыми человек соприкасается ежедневно в различных ситуациях: жизнь, качество жизни, человек, качества человека, здоровье человека, образ жизни человека, стиль жизни, уровень жизни, здоровый образ жизни и др.
- К экологической культуре — через экологическое просвещение населения (эколого-культурологический аспект). Экологическое образование и просвещение — явление полиаспектное и многоуровневое. Чаще всего мы привыкли, что становление экологической культуры осуществляется через знания и умения в области естественных наук. Однако сегодня еще не до конца осмыслен значительный эколого-просветительский потенциал социогуманитарного знания об окружающем мире и человеке как части этого мира.
Экологическая компетентность — обязательный компонент профессиональной деятельности любого специалиста (управленческий аспект). Специалисты в области управления часто говорят, что на законодательно-правовом уровне имеются все необходимые документы, регламентирующие алгоритм проведения экологического просвещения населения. Очевидно, это так. Однако, к сожалению, ни один пункт, ни одного из законов, связанных с экологическим образованием и просвещением в стране не выполняется. А ведь, экологическая грамотность любого члена общества и экологическая компетентность любого специалиста — необходимые условия становления общества экологически грамотных (культурных) людей.