Сташков А.В.
Lernen Sie naher die reine Natur kennen, und Sie werden die Tugend kennenlernen. Aus dem Verkehr mit der Natur werden Sie soviel des Lichtes ertragen, wieviel Sie w Sie, und soviel des Mutes, der Kraft, wieviel Ihnen ist es notwendig.
Johann Gottfried Seume |
Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы скоро познакомитесь с добродетелью. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.
Иоганн Готфрид Зёйме |
Если мы любим наших детей, мы обязаны нежно и бережно любить Землю и передать её грядущим поколениям во всём её многообразии и красоте, чтобы тёплым весенним днём десять тысяч лет спустя они смогли ощутить покой в море трав, полюбоваться пчелой, кружащейся вокруг цветка, прислушаться к пению жаворонка в небе и почувствовать радость жизни как таковой (Хью. Х. Илтис).
Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. Важная задача дошкольного образования помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Дети должны усвоить, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может. Вот почему важно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей и адаптации к взрослой жизни: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, раскрытия потенций души в зрелом возрасте. Выдающийся немецкий педагог Адольф Дистервег был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Дошкольный период является первым звеном системы экологического воспитания – это факт, признанный педагогической наукой во всех. Не случайно, в Программе ООН по окружающей среде или ЮНЕП (UNEP, United Nations Environment Programme) приоритетными задачами экологического воспитания в условиях мирового сообщества провозглашаются:
• развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
• формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
• накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
• формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
• развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;
• формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Задача педагогов детского учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и музыки.
Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы «Времена года» А. Вивальди, П.И. Чайковского. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.
На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает. Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо и, конечно же, хотят, чтобы было оно голубым и чистым. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.
Один из наиболее значимых — праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Воспитание посредством музыки — это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек — часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки — это более успешное и продуктивное воспитание.