Щигрева С.Н.
Данная публикация посвящена тому, как школьники и студенты могут помочь решению проблемы изменения климата. Ниже представлены рекомендации, по организации наблюдений за изменениями климата, как снизить выбросы парниковых газов, экономя энергию и тепло, как с помощью простых бытовых мер внести свой вклад в спасение климата Земли. Подобная деятельность может осуществляться как индивидуально, так и в рамках группы единомышленников.
Далее предлагается ряд практических рекомендаций, которые позволят организовать данную работу на практике.
Прежде всего, необходимо узнать о поставленной проблеме как можно больше. Наличие достоверной информации о проблеме изменения климата и понимание последствий увеличивают желание людей сделать что-либо для изменения ситуации.
Если вы хотите ограничить вашу деятельность информационными и просветительскими задачами, то основными направлениями работы могут стать наблюдения за происходящими климатическими изменениями и их документирование в виде текстов, фотографий и т. п. Сбор и анализ различной наглядной информации, представление ваших наблюдений в виде отчетов, презентаций с их дальнейшим обсуждением – это то, на чем можно заострить внимание. Делитесь своими знаниями и наблюдениями с окружающими. Старайтесь убедить в серьезности исследуемой проблемы сначала членов своей семьи, друзей, затем коллег по работе, одноклассников и т. д. Собственная вера в возможность изменений к лучшему поможет вам достигнуть больших результатов. По возможности публикуйте результаты своих исследований в СМИ.
Важно: анализ мнений, высказанных при обсуждении результатов исследований в разных группах, может представлять не меньший интерес, чем сами наблюдения. При коллективном обсуждении результатов того или иного проекта стоит обсудить различия во мнениях, попытаться объяснить причины этих различий и зафиксировать предложения по улучшению дальнейшей работы.
Если вы готовы активно противодействовать изменению климата, то вы можете предпринять различные действия в пределах своих возможностей. Начните с себя! Обратите внимание на свой дом, повседневные привычки. В ваших силах: рациональное использование энергии в быту, выбор в пользу возобновляемых источников для производства энергии и т. д. Обязательно старайтесь оценить эффект от предпринятых вами мер. Например, попытайтесь оценить экономию энергоресурсов, полученную в результате замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы.
Наиболее активными действиями являются публичные мероприятия и акции, направленные на привлечение общественного внимания к проблеме глобального изменения климата и его проявлениям в вашем регионе.
Наилучших результатов можно добиться, комбинируя различные виды деятельности, например, путем использования результатов наблюдений при проведении акций. В следующих разделах описаны примеры конкретных форм деятельности и практические рекомендации по их осуществлению.
Наблюдения за изменениями климатических условий. Изменения в среде обитания и жизнедеятельности человека
В число климатических условий входят, прежде всего, температура и ее сезонные колебания, количество и режим осадков, направление и сила ветра и пр. Вы можете собрать информацию о следующих изменениях этих явлений:
- колебания температуры в каждое из времен года за последние несколько лет. Данные многолетних наблюдений за температурой можно получить в региональных или местных отделениях Гидрометеорологической службы, где они должны храниться. Также эти данные можно найти на сайтах соответствующих организаций в Интернете. Было бы интересно сравнить статистические данные о колебаниях температуры с собственными впечатлениями и наблюдениями. Целесообразно провести опрос и собрать сведения о колебаниях температуры у людей разного возраста, разных профессий, живущих в городе и деревне и т. д. Полученные данные можно сравнить с официальными. Результаты ваших исследований могут быть представлены в виде тематических докладов, презентаций, опубликованы в Интернете и других СМИ;
- изменения сроков наступления того или иного времени года. Индикаторами наступления того или иного сезона служат многочисленные природно-климатические явления. Поэтому для начала полезно составить их список. Сделать это можно на основе предыдущих разделов данной брошюры и других имеющихся у вас материалов по теме. Работая в этом направлении, можно вспомнить или собрать данные о времени первых и последних заморозков, датах выпадения первого снега, установления постоянного снежного покрова, начала снеготаяния, первого весеннего дождя или грозы, ледостава, ледохода и др. Сравнивая даты этих явлений для разных лет, можно оценить их сдвиг во времени. По результатам наблюдений зафиксируйте изменения продолжительности холодных и теплых сезонов для вашей местности;
- изменения в природно-климатических явлениях, характерных для разных времен года. Вспомните или соберите данные о времени наступления, частоте, продолжительности, силе таких явлений, как: заморозки, оттепели, метели, преобладающие ветры, осадки в разные сезоны и т. д. Учитывайте характерные особенности этих явлений, например силу ледохода и образование ледовых заторов, интенсивность и продолжительность паводков и наводнений, летних периодов жаркой погоды и т. п. Подробное описание характеристик подобных явлений и их изменения поможет вам составить комплексную картину масштабов климатических изменений для вашей местности;
- проблема деградации вечной мерзлоты очень важна для России, так как районы ее развития занимают две трети территории нашей страны. Насколько вечная мерзлота чувствительна к изменениям климата, и к каким последствиям ведет ее таяние? Ответить на этот вопрос вам помогут наблюдения за следующими явлениями: образование провалов и просадка грунта, обводнение, обсыхание, заболачивание территорий, образование оврагов, деформации и разрушения трубопроводов и других инженерных сооружений. Если в вашем регионе наблюдаются подобные явления, опишите и проанализируйте их, проведите их фото-, видеосъемку, постарайтесь оценить динамику наблюдаемых процессов.
Большой интерес и пользу представляют работы, содержащие наблюдения на тему «Водные ресурсы и климатические изменения». Поскольку вода играет важнейшую роль в нашей жизни, имеет смысл обратить внимание на исследования в данной области. Они могут быть посвящены изучению изменения гидрологического режима суши (в том числе водных экосистем суши) под воздействием климатических изменений. Вы можете сконцентрировать свои исследования на изучении следующих проблем:
- изменение количества атмосферных осадков и режима стока рек. В последние десятилетия наблюдается рост количества осадков в средних и высоких широтах. Это приводит к увеличению годового стока рек. Однако в различных регионах эта тенденция может быть выражена по-разному. Возможна и обратная ситуация – сокращение количества осадков и, соответственно, годового стока. Поэтому полезно проследить и проанализировать связь уровня осадков и речного стока для вашего региона. Итогом подобной работы может стать заключение о тенденциях изменения гидрологического режима водоемов. Попытайтесь сделать выводы о причинах подобных изменений и их влиянии на развитие хозяйственной деятельности (строительство, сельское хозяйство и т. д.) в вашем регионе. Наблюдения за осадками можно проводить круглогодично: в летнее время проводите измерения жидких осадков. Методику подобных исследований можно найти в специальных учебниках по метеорологии или в Интернете. Зимой можно проводить снегомерные измерения. Оценка глубины снежного покрова, его плотности и влагозапаса в областях водосборов поможет сделать выводы об изменении характера твердых осадков. Возможно, вам удастся получить данные многолетних наблюдений за осадками в региональных отделениях Гидрометеорологической службы. Сравните статистические данные с собственными наблюдениями;
- изменение годового уровня рек и озер. Согласно исследованиям ученых, в средних и высоких широтах наблюдается смещение пика весеннего половодья на более ранние сроки. Это вызвано увеличением средних зимних температур, увеличением доли дождей в общем количестве осадков холодного периода года. Поскольку жидкие осадки попадают в водоемы значительно быстрее, чем твердые (снег, лед), пик половодья наступает раньше. Наблюдаются ли такие изменения в вашем регионе? Для получения ответа на этот вопрос можно организовать измерения уровня рек, количества атмосферных осадков и температуры воздуха. Как отмечено выше, именно количество осадков и температура воздуха определяют характер весеннего половодья. Полученные характеристики половодья за конкретный год можно сравнить с данными многолетних измерений. Их можно попытаться получить в региональных отделениях Гидрометеорологической службы. Оцените, каким образом сдвиг сроков половодья влияет на хозяйственную деятельность в вашем регионе? Какова реакция населения? Попробуйте дать характеристику этих сдвигов и предложите варианты эффективного реагирования на эти изменения;
- экстремальные природно-климатические явления: половодья, паводки и засухи. Эти явления также вызваны атмосферными условиями. Наблюдения за уровнем паводков последних лет в Европе, России и других странах мира подтверждают мнение ученых о том,
что глобальный климат становится более экстремальным. Можете ли вы проиллюстрировать этот вывод примерами из вашего региона? Если да, то проанализируйте наблюдаемые явления, их последствия, а также степень защищенности вашего района, города, села от их воздействия. Наблюдается ли в вашем регионе рост количества экстремальных подъемов уровня рек и других водоемов? Насколько эти явления опасны для экономики и жизни населения?
Очевидно, что сам паводок предотвратить невозможно, но его разрушительные последствия можно сократить. В своих исследованиях обратите особое внимание на следующие вопросы. Имеются ли в вашем районе защитные гидротехнические сооружения – дамбы, плотины? Насколько эффективно они выполняют свои функции? Есть ли другие способы защиты населения от неблагоприятного действия паводков?
Изменения в экосистемах
Изменения климатических условий по-разному влияют на компоненты природной среды. Они оказывают воздействие как на растительный, так и на животный мир, на экосистемы в целом и даже на отдельные геологические процессы.
Приведем несколько примеров изменений в окружающей среде, которые можно наблюдать без специальной подготовки.
- Растительный мир. Попробуйте вспомнить, как за последние годы изменились сроки появления листьев и начала листопада у различных видов деревьев и кустарников. На основе этих данных попробуйте определить, насколько увеличился или уменьшился период между этими событиями для разных видов растений. Отметьте в своих наблюдениях, как изменились периоды цветения различных растений – деревьев, кустарников, садовых и дикорастущих цветов. Вспомните, когда в последние годы появлялась первая трава и когда она увядала осенью. Сравните эти данные с полученными в текущем году. На основании собственных наблюдений и с помощью литературных данных вы можете определить, изменился ли в вашей местности типичный состав растительного покрова. Составьте список появившихся и исчезнувших видов растений. По возможности проконсультируйтесь со специалистами и выясните, появились ли в вашей местности нетипичные болезни растений, изменились ли сроки посева и сбора урожая различных садово-огородных и полевых культур и т. д. По полученным сведениям оцените, насколько изменился период вегетации плодов у различных растений. Можно ли проследить изменение урожайности по различным видам сельскохозяйственных культур? Результатом подобной работы может стать список факторов, которые влияют на указанные выше возможные изменения. Оцените, какой из факторов (температура, влажность, экстремальные отклонения от нормы и пр.) вносит максимальный вклад в изменение растительного мира? Подобные наблюдения можно провести с помощью разных экосистем: леса, поля и т. д. В дополнение к собственным наблюдениям опросите людей старшего поколения, какие долгосрочные изменения растительного мира они могут отметить.
- Животный мир. Попробуйте понаблюдать и проанализировать, как изменилось поведение и образ жизни представителей животного мира, с которыми вы сталкиваетесь. Это могут быть различные насекомые (комары, мухи, мошкара, клещи, стрекозы и т. п.); птицы, особенно перелетные; земноводные (лягушки и прочие обитатели небольших водоемов); различные виды млекопитающих. Возможно, интересные результаты вы сможете получить, наблюдая и за домашними животными. Наблюдения могут включать следующие факторы: время появления и активности отдельных видов (например, изменение времени прилета птиц, их гнездования, появления птенцов, начала осенних сборов к отлету на юг и самого отлета), изменение количества животных и ареалов их обитания, появление новых, нехарактерных для ваших мест видов и многое другое. Подумайте, связаны ли наблюдаемые изменения с климатическими колебаниями.
- Водные экосистемы. Изменение водного режима рек и других водоемов, несомненно, влияет на жизнь этих экосистем. Повышение температуры воздуха и, соответственно, температуры воды влечет за собой уменьшение содержания кислорода в воде. Это неблагоприятно влияет на жизнедеятельность водных организмов. Попробуйте оценить, как изменения климата влияют на развитие водных экосистем в вашем регионе. С этой целью из набора всевозможных факторов необходимо выделить именно те, которые являются реакцией экосистем на изменение климатических условий. Для этого лучше всего исследовать водоемы, не затронутые хозяйственной деятельностью человека. Изменения в экосистемах этих объектов могут быть вызваны только естественными причинами, в том числе климатическими. Постарайтесь проследить эволюцию водных экосистем во времени, используя собственные оценки численности видов водных организмов и аналогичные оценки, сделанные в прошлом. Их можно найти в специальной литературе.Еще одним интересным видом наблюдений может стать исследование экосистем, развивающихся на месте исчезающих водных объектов (например высыхающих вследствие засух озер и других водоемов), или в новых водоемах, например возникающих из-за таяния вечной мерзлоты.
- Другие изменения в окружающей среде. Вы можете проводить наблюдения за многими другими изменениями в окружающей среде: проседаниями почвы, образованием осыпей, возникновением и/или усилением заболоченности территорий или, наоборот, превращением их в засушливые участки и т. п. Интересными могут стать описания процессов эрозии (выветривания и разрушения) различных геологических структур из-за неблагоприятных климатических воздействий (частых оттепелей и заморозков и т. п.). Старайтесь выявить и подробно описать подобные проявления. Проанализируйте полученные данные и оцените, насколько наблюдаемые явления связаны с изменением климатических условий в вашем регионе. Результаты вашей работы могут быть оформлены в виде докладов, презентаций, публикаций в СМИ и Интернете.
Среда обитания и деятельности человека (жилище, транспорт, место работы и пр.)
Среда жизнедеятельности человека включает в себя как место проживания – квартиру, дом, поселок, город, так и места работы и отдыха, производство, транспорт и т. п. В этих сферах также могут наблюдаться различные изменения, связанные с климатическими процессами. Эти изменения, в свою очередь, могут оказывать влияние на жизнь человека: начиная от повседневных привычек и бытовых условий, заканчивая изменениями в производственной деятельности.
В хозяйственной деятельности человека климатические изменения могут влиять прежде всего на проведение различных работ на открытом воздухе. Это могут быть сельскохозяйственные, строительные, ремонтные и другие виды работ. Так, для садоводов и огородников климатические изменения могут влиять на сроки начала и окончания и характер различных работ на садово-огородном участке. Например, приходится решать проблемы переувлажнения почвы или, наоборот, заботиться о дополнительном поливе. Уже сейчас даже в северных регионах России (Карелия, Республика Коми) отмечено появление колорадского жука. В некоторых регионах отмечается появление несвойственных ранее сорняков.
Изменяются время и условия проведения различных наружных ремонтных и строительных работ. В северных регионах (особенно в зонах вечной мерзлоты) могут наблюдаться ухудшение состояния строений, их обрушение, подтопление, деформация и разрушение фундаментов домов и других инженерных сооружений. Из-за оттаивания вечной мерзлоты может наблюдаться и ухудшение состояния дорог, образование промоин и провалов грунта. В помещениях могут меняться привычные условия комфортности – влажность, температурный режим. Все это может стать объектом наблюдений.
Попробуйте выявить, зафиксировать и описать какие-либо из перечисленных выше явлений. Проанализируйте, насколько они связаны с изменением климатических условий. Подумайте, какие еще виды наблюдений можно провести, чтобы проиллюстрировать проявления последствий изменения климата в среде проживания и деятельности человека. Опишите их и объясните причины их возникновения.
Простые действия, которые может сделать каждый
Существует множество простых действий, способствующих снижению выбросов парниковых газов или повышению их поглощения. Эти действия доступны каждому! Чтобы помочь сохранению климата, от вас не потребуется ни крупных материальных затрат, ни сложных специальных устройств, ни больших физических усилий, ни длительного времени. Для начала нужно просто взглянуть на свою повседневную жизнь, свои привычки новым взглядом и оценить собственные возможности. Противодействовать изменению климата просто! Главное – начать. Начать с себя! И тогда у нас все получится.
Чтобы помочь вам сделать первые шаги, ниже приводятся примеры простых действий, осуществив которые, вы поможете сохранить климат на Земле.
Экономно используйте энергию в быту
Существует множество простых способов экономить энергию дома и на работе. Вот несколько самых очевидных:
- проверьте, хорошо ли утеплены окна и двери у вас дома, в классе, на работе. Известно, что через плохо утепленные окна может теряться до половины тепла. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами. Подробную инструкцию, как это сделать, можно найти на сайте Гринпис России:http://www.greenpeace.org;
- уходя, гасите свет! Это простое действие должно стать для вас хорошей привычкой. Сберегая электроэнергию, вы не только помогаете природе, но и экономите семейный бюджет;
- используйте для освещения помещений энергосберегающие лампы. Их сравнительно высокая стоимость окупится за короткое время за счет экономии на платежах за электричество. Используя такие лампы, вы значительно снижаете энергопотребление. Памятку «Энергосберегающие лампы – помощь природе и экономия семейного бюджета» можно найти на сайте Гринпис России: http://www.greenpeace.org;
- следите за температурой в помещении и на улице с помощью термометра. По возможности установите регуляторы на радиаторы отопления и регулируйте температуру в помещении в зависимости от погоды. Как правило, 18–20 °С достаточно для комфортного существования в доме. В некоторых помещениях, например спальне, коридорах, редко используемых комнатах, температура может быть даже ниже. Когда вы надолго уходите из дома, устанавливайте на регуляторах радиаторов отопления более низкую температуру. Если в вашей квартире обогрев слишком сильный, обратитесь в ДЕЗ или другую организацию, оказывающую жилищно-коммунальные услуги, с просьбой установить специальную аппаратуру, регулирующую подачу тепла в дом. Снижение температуры на 1 °С позволяет снизить выбросы парниковых газов на 300 кг;
- устанавливайте холодильник в прохладном месте, подальше от батарей отопления и электроплиты. Убедитесь, что уплотнители на двери холодильника не повреждены, а его задняя стенка чистая. Не ставьте холодильник вплотную к стене, оставляя зазор для вентиляции;
- регулярно размораживайте холодильник. Холодильники и морозильные камеры потребляют больше электроэнергии, если они заполнены льдом. Установите оптимальный режим работы холодильника и регулируйте его в зависимости от его заполнения и температурных условий в помещении. Не ставьте в холодильник и морозильные камеры горячие или теплые продукты, дайте им сначала остыть до комнатной температуры;
- телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры и некоторые другие приборы потребляют электроэнергию даже в «спящем» режиме. За год стоимость электроэнергии, используемой при работе бытовых приборов в «спящем» режиме, может достигать нескольких тысяч рублей! Чтобы этого не происходило, отключайте электроприборы полностью, когда они не используются (вынимайте вилку из розетки), или используйте «розетки-пилоты» с кнопкой полного отключения от электропитания;
- экономьте на стирке, устанавливая более низкую температуру на стиральной машине – это может сократить потребление электроэнергии на 80%. Старайтесь полностью загружать стиральную машину;
- на кипячение воды в электрочайнике требуется меньше электроэнергии, чем для кипячения такого же объема на электроплите. Кипячение на газовой плите еще более экономично. В любом случае постарайтесь не кипятить воды больше, чем вам требуется;
- во время приготовления пищи закрывайте кастрюли крышками. Используйте небольшое количество воды для того, чтобы сварить яйца или овощи. Используйте скороварки. Не включайте плиту заранее. Если вы готовите на электроплите, используйте остаточное тепло – выключайте конфорку за некоторое время до окончания приготовления пищи;
- рационально используйте горячую и холодную воду. На нагрев воды и работу насосов расходуется значительное количество энергии;
- установите в своей квартире приборы учета горячей и холодной воды. Проследите, сколько воды вы расходуете в месяц. Постарайтесь определить, на какие нужды вы используете больше всего воды. Попробуйте экономнее расходовать воду и сравните, насколько сократится ее расход в результате принятых мер;
- прежде чем установить приборы учета воды, почините все краны, вентили и трубы. В случае необходимости замените неисправные. Для этого необходимо обратиться в ДЕЗ или другую организацию, управляющую жилищным фондом;
- принимайте душ вместо ванны. Выключайте воду в то время, когда вы намыливаетесь. Используйте специальные насадки на душ и кран, уменьшающие расход воды;
Подумайте и предложите дополнительные способы экономии энергии в быту. Объясните, за счет чего достигается наибольшая экономия энергии. Подсчитайте, какое снижение выбросов парниковых газов происходит при этом.
Много полезной информации и практических рекомендаций о способах повышения эффективности использования энергии можно найти на сайте российского отделения неправительственной экологической организации Гринпис (Greenpeace): www.greenpeace.ru. На странице, посвященной программе Гринпис по альтернативной энергетике и энергоэффективности, вы сможете найти как советы по отдельным вопросам энергосбережения, так и информационные материалы комплексного характера. В 2007 году был выпущен доклад «Энергосбережение в бюджетной сфере: опыт и предложения по распространению энергосберегающих технологий». Электронную версию доклада можно скачать с сайта Гринпис. В разделе «Экодом – своими руками» вы сможете найти анимационные ролики и простые советы по энергосбережению. Среди них:
1. Как сэкономить электричество дома. Простые советы.
2. Несколько полезных советов, как сберечь тепло в квартире/доме.
3. Как сберечь чистую воду. Советы по экономии воды в быту.
- Экономно используйте расходные материалы и предметы первой необходимости на работе и дома
- Не злоупотребляйте одноразовыми предметами, например посудой и столовыми приборами. Пользуйтесь ими только в крайних случаях.
- Используйте пластиковые пакеты, в которые вы складываете покупки, несколько раз. Еще лучше использовать хозяйственные сумки из ткани.
- Прежде чем начать печатать какой-нибудь документ или другой материал, подумайте, насколько это необходимо. Может быть, лучше просмотреть его на мониторе и сохранить электронную версию.
- При печати используйте обе стороны бумаги. Для рабочих материалов используйте черновики.
- Если у вас есть сад или огород, то компостируйте органические отходы так, чтобы к ним был обеспечен достаточный доступ воздуха.
Подумайте и предложите дополнительные способы экономного использования расходных материалов и бытовых предметов. Проведите анализ и выясните, за счет чего достигается экономия энергии при их разумном использовании, оцените возможный уровень снижения выбросов парниковых газов.
Помочь сохранить климат может каждый. Дополнительные советы:
- По возможности пользуйтесь общественным транспортом. Автобусы и пригородные поезда в три раза более экономичны, чем личный автомобиль. Городские трамваи – это, пожалуй, наиболее экологичный вид транспорта, и в будущем он может стать еще более эффективным.
- Чаще ходите пешком! Пешие прогулки приносят пользу вашему здоровью и не наносят вреда природе.
- Используйте для передвижения велосипед, когда это возможно. Современные велосипеды легкие и удобные, занимают мало места. Велосипед бесшумен и постоянно поддерживает вас в спортивной форме.
- Выбирайте более экономичные автомобили. Главным при покупке автомобиля для вас должен стать вопрос «Сколько топлива он потребляет»? В настоящее время на рынке присутствуют автомашины, потребляющие всего 4 литра бензина на 100 км. В ближайшем будущем появятся автомобили с потреблением 2 литра на 100 км!
- Проанализируйте маршруты своих регулярных поездок и выберите оптимальный вариант передвижения.
- Посадите около своего дома или на школьном участке деревья, кустарники или цветы. Одно дерево средних размеров поглощает около 6 кг углекислого газа в год!
Подумайте и предложите дополнительные способы снижения выбросов парниковых газов, доступные каждому. Объясните, за счет чего достигается экономия энергии и оцените уровень снижение выбросов в каждом случае.
Публичные кампании и акции, направленные на привлечение
общественного внимания к проблеме глобального изменения
климата и его проявлений в вашем регионе
Наблюдение за процессами, связанными с изменением климата, и другие действия, примеры которых приведены выше, будут гораздо продуктивнее, если:
- информация о них будет распространяться среди широкого круга самых разных людей;
- в них будет вовлечено как можно больше участников;
- к ним будет привлечено внимание местных органов власти;
- информация о них появится в средствах массовой информации.
Поэтому участвуйте в мероприятиях и акциях по защите климата.
Распространение информации, ее обсуждение
- Фиксируйте свои наблюдения, свои действия, их результаты в виде фотографий и видеофильмов, записей, отчетов, публикаций и презентаций.
- Делитесь своими знаниями и наблюдениями с окружающими. Постарайтесь убедить сначала членов своей семьи, друзей, затем коллег по работе, одноклассников и т. д.
- Старайтесь привлечь внимание общественности к проблеме глобального изменения климата. Особое внимание уделяйте возможности личного участия каждого человека в действиях, направленных на борьбу с изменением климата.
- Подготовьте материалы и вопросы для обсуждения и проведите дискуссию, пресс-конференцию, круглый стол или другое мероприятие по проблеме глобального изменения климата. Обсудите возможные способы личного участия молодежи в противодействии этим процессам.
- Публикуйте свои статьи и другие материалы на тематических сайтах в Интернете, в местной прессе или на телевидении.
Проведение кампаний и акций
Попробуйте организовать кампанию или акцию, посвященную проблеме глобального изменения климата.
Хорошим наглядным примером такой активности может стать опыт Гринпис России. Например, акция по мониторингу работы систем энергоснабжения и выявлению нерационального потребления энергии силами активистов-волонтеров.
Так, в 2005 году в Москве и Санкт-Петербурге начал работу «Энергетический патруль» Гринпис (http://www.greenpeace.org). В течение короткого времени активисты обнаружили десятки мест, где свет горит круглые сутки. Это освещение рекламы, торговых точек, витрин, номеров домов, подъездов и т. д. Участники акции составили список энергорасточительных объектов по Москве (около 100 объектов) и Санкт-Петербургу (около 30 объектов). Собранная информация была размещена на сайте Гринпис, а также отправлена с сопроводительным письмом и предложениями по исправлению ситуации в профильные департаменты и лично мэру Москвы.
Еще одним наглядным примером активных действий по снижению выбросов парниковых газов и повышению энергоэффективности зданий могут служить акции Гринпис по утеплению, например, «Рязанским школьникам – теплая школа»:http://www.greenpeace.org.
Во время акции в Рязанской области сотрудники и волонтеры Гринпис провели утепление одной из деревенских школ. Участники акции провели изоляцию окон в школьных помещениях с помощью герметика, специального уплотнителя и теплоотражающей пленки. Всего за 2 дня 10 человек утеплили 39 окон общей площадью около 40 м2. За радиаторами отопления было установлено 27 теплоотражающих экранов. В результате утепления были получены социальный, экономический и экологический эффекты. Даже в самые сильные холода при температуре воздуха 30–35 °С в классах не приходилось устанавливать дополнительные электрообогревательные приборы. В здании школы исчезли сквозняки, между рамами не накапливался мусор, что говорит об их герметичности. Экономия энергоресурсов на утепленных объектах составила от 15 до 30%! За счет снижения энергопотребления был достигнут и экологический эффект. Ведь при сжигании 1 т угля в атмосферу выбрасывается около 2 т углекислого газа – одного из основных парниковых газов.
Предложите свои варианты климатических кампаний и акций и попробуйте их провести. Расскажите о достигнутых результатах в СМИ. Оцените эффективность проведенных мероприятий.